Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Орленок» ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 4 от «31»мая 2022 г. Подписано цифровой подписью: МАДОУ № 22 DN: email=sad22@ekarpinsk.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363134303034383031, 1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138, title=Заведующий, o=МАДОУ № 22, street=УЛ СВЕРДЛОВА, ДОМ 5, l=Карпинск, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Диана Геннадьевна, sn=Безрукова, cn=МАДОУ № 22 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад № 22» _____________ Д.Г. Безрукова Приказ №80-д от «31» мая 2022 г. «Одаренный ребенок» Программа работы с одаренными детьми в ДОУ Составитель программы: Марченко С.В. Зам. по ВМР МАДОУ д/с №22 «Орлёнок». 2022 год. Содержание программы Паспорт программы. 1. Актуальность программы. 2. Пояснительная записка. 3.Механизм реализации программы. 4. Общие принципы реализации учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми. 5. Формы работы с детьми с одаренными детьми. 6.Направление работы в рамках программы. 7.Основные этапы реализации программы. 8.Ожидаемый результат программы. 9.Оценка эффективности реализации программы. 10. Мониторинг качества реализации Программы. Заключение. Список литературы. Приложение. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Наименование Программа «Одарённый ребёнок» психологопедагогического сопровождения одаренных детей Программы дошкольного возраста на 2022-2025 год МАДОУ детского сада № 22 «Орлёнок» Основание для разработки программы Заказчики программы Руководитель программы Составитель программы Исполнители Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326; № 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) -Закон об образовании Ставропольского края от 30 июля 2013 года N 72-кз. (с изменениями на 19 июля 2019 года) СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013 г.; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. -Устав МАДОУ детский сад №22 «Орлёнок» Родители (законные представители), педагогический коллектив. Марченко С.В – зам. по ВМР МАДОУ детский сад №22 «Орлёнок» Марченко С.В – зам. по ВМР МАДОУ детский сад №22 «Орлёнок» программы Участники образовательного процесса: педагоги, специалисты, дети, родители (законные представители). Срок 2022-2025 г.г. реализации Цель Задачи программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы Система контроля за исполнением программы создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. -выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ; - проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ; - интеграция основного и дополнительного образования; - разработать план мероприятий для развития творческой, -психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей; - повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по -вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. -создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. -повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. -высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью. Результаты мониторинга качества образования, административный, тематический контроль с оказанием практической помощи. Источники Бюджетные, внебюджетные средства. финансирования Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Актуальность программы. В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других: -легкостью и скоростью обучения в сравнении со сверстниками; -существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью; -стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства; -высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом. Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей. Программа рассчитана на 2022 - 2025 учебный год. Пояснительная записка. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научноадекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми. Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности. Задачи программы. -выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ; - проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ; - интеграция основного и дополнительного образования; - разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей; - повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. Механизмы реализации программы. 1.Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми. 2.Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. 3.Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика. Выделены следующие сферы одарённости ребёнка: Интеллектуальная сфера: -ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью -охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания - проявляет исключительные способности к решению задач - проявляет выраженную и разностороннюю любознательность - часто с головой уходит в то или иное занятие - выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Сфера академических достижений: -Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное. -Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. -Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания. Творчество: -ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие; -демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё посвоему; -изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей; -часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; -способен продуцировать оригинальные идеи; -способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов. Общение и лидерство: -ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; -другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; - в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; - c легкостью общается с другими детьми и взрослыми; - в общении со сверстниками проявляет инициативу; - принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство): - ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации; - проводит много времени за рисованием и лепкой; - демонстрирует опережающую свой возраст умелость; - осознанно строит композицию картин или рисунков; - работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: - ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; - чутко реагирует на характер и настроение музыки; - легко повторяет короткие ритмические куски. Двигательная сфера: - ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; - обладает хорошей зрительно-моторной координацией; - любит движения (бег, пряжки, лазание); - прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; -для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми: 1.Системный подход, который реализуется через: -интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности; -интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности; -взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей; -взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей; -направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоциональноволевую сферы; -обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебновоспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка); -наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.). 2.Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра». 3.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом. 4.Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменяясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности. 5.Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств. 6.Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов: -принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе; -принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением; -принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.); -принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным; -принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств. Формы работы с одаренными детьми: -индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий; -дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм; -участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах; -консультации, тренинги, тестирование; конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; -посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; -использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); -создание детских портфолио. Направления работы в рамках программы. Координационное направление: -организация работы всего коллектива детского сада; -интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования; -обеспечение нормативно-правовой базы; -ресурсное обеспечение; -контроль и анализ деятельности. Диагностическое направление: -формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; -проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; -проведение диагностики одаренных детей; -диагностика условий обучения и развития одаренных детей; Кадровое направление: -определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; -повышение квалификации педагогов на разных уровнях; -оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; -создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми; Развивающее направление: -создание образовательной среды для развития одаренных детей; -создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; -обеспечение материально-технической базы; -создание системы психологического сопровождения одаренных детей; -использование информационно-коммуникационных технологий. Информационное направление: -создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; -информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. Основные этапы реализации программы. Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года. 1 этап — диагностическо - организационный (Сентябрь-октябрь) Цель: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ; -проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ; - интеграция основного и дополнительного образования; - разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной (спортивной) одаренности детей; - повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. Планируемые мероприятия: 1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебновоспитательного процесса. 2.Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 3.Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. 4.Создание нормативно-правовой базы. 5.Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы. 6.Корректировка имеющихся программ воспитателей по различным видам деятельности в ДОУ, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. 2 этап — реализационный, организационно-практический. Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками. Задачи: 1.Диагностика склонностей воспитанников. 2.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников. 3.Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми. 4.Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми. Планируемые мероприятия: 1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2.Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности. 3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми. 4.Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети ДОУ», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. 5.Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. 6.Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов. 7.Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в ДОУ, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. 3 этап — итогово -аналитический. Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Задачи: 1.Анализ итогов реализации программы. 2.Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду. 3.Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. 4.Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы. Планируемые мероприятия: 1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2.Коррекция проекта и уточнение программы. 3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. 5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей. 6.Мониторинг личных достижений воспитанников. 7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми. 8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада. 9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. Ожидаемые результаты программы. В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы: 1.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет. 2.Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья. 3.Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня. 4.Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей. 5.Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми. 6.Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми. Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям: 1.Количество дошкольников занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня. 2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно образовательным процессом в ДОУ. 3.Количество детей успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ. 4.Количество детей охваченных дополнительным образованием. 5.Количество детей охваченных дополнительным образованием вне ДОУ. Мониторинг качества реализации Программы. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями. Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова. Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы: Интегративные личностные характеристики 1.Любопытство. 2.Сверхчувствительность к проблемам. 3.Способность к прогнозированию. 4.Словарный запас. 5.Способность к оценке и самооценке. Умственное развитие. Оригинальность Гибкость мышления. Продуктивность мышления. Способность к анализу и синтезу. Классификация. Высокая концентрация внимания. Память. Характеристика сферы личностного развития 1.Увлеченность содержанием задачи 2.Перфекционизм 3.Противостояние мнению большинства 4.Лидерство 5.Соревновательность 6.Широта интересов 7.Юмор Для определения уровня развития этого потенциала необходимо: -оценить уровень развития каждой характеристики; -сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном. В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”. Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка. Заключение. Представляемая программа способствует созданию условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности. Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала. Литература 1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2012. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. 3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Мозайка, 2010. 4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2012. 5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 2013. 6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2012. Приложение №1 Методика Определение склонностей ребенка» Подготовительная работа Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы. Инструкция для проведения Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной. Лист вопросов Хорошо рассуждает, ясно мыслит. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений. Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. Часто руководит играми и занятиями других детей. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). Легко общается с детьми и взрослыми. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие. Инициативен в общении со сверстниками. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.) Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Легко входит в роль какого-либо персонажа. Бегает быстрее всех детей в детском саду. Лист ответов ______________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) _____________________________ ____________ (Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата 1 7 13 19 25 31 2 8 14 20 26 32 3 9 15 21 27 33 4 10 16 22 28 34 5 11 17 23 29 35 6 12 18 24 30 36 Обработка результатов Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер: интеллектуальная; академических достижений; творческого, продуктивного мышления; общения и лидерства; художественная; двигательная. При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера. 1. Высокая познавательная активность, мобильность. 2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3. Устойчивость внимания. 4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 6. Богатство активного словаря. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 9. Развитость творческого мышления и воображения. 10. Владение основными компонентами умения учиться. 11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижении 1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. Ш. Творчество 1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5. Любит рисовать. 6. Проявляет тонкое чувство юмора. 7. Не боится быть таким, как все. 8. Склонен к фантазиям, к игре. IV. Литературные сферы 1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 7. Любит писать рассказы или статьи. 8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. V. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чемлибо с увлечением рассказывают. 7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. VI. Музыкальная сфера 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. VII. Техническая сфера 1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 6. Любит рисовать чертежи механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. VIII. Двигательная сфера 1. Тонкость и точность моторики. 2. Развитая двигательно-моторная координация. 3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.). IX. Сфера художественных достижений 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение, 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. X. Общение и лидерство 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3. Высокая общительность с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за помощью Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные ситуации) 1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) 2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин. 5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин. 6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов. Качественный анализ: Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (для воспитателя) Анкету заполнил: ______________________________________________ Группа: __________________ Вопросы Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? В чем проявляется Ф.И. ребенка одаренность ребенка? Ответы Проявления одаренности Какое поведение у этих детей Взаимоотношения сверстниками детей Ф.И.ребенка В нескольких словах о поведении каждого ребенка со Ф.И. ребенка Как сложились отношения с остальными детьми Есть ли трудности в работе с этими детьми? Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание фигур» Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса. Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка. Подготовка и проведение исследования. Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение) Обработка данных: 0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии 3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается. 5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями. 8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом. 10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы. Низкий уровень- от 0 до 2 баллов Средний – от 3 до 7 баллов Высокий от 8 до 10 баллов Приложение №2 Карта одаренного ребенка (находится в кабинете старшего воспитателя) 1. ФИО ребенка. 2. Возраст ребенка (год, месяц). 3. Медицинское заключение (последний профосмотр). 4. Сведения о родителях. 5. Состав семьи. 6. Статус семьи. 7. Результаты психологической диагностики 8. Результаты педагогической диагностики 9. Результаты социометрического исследования 10. Область одаренности 11. Признаки одаренности 12. Диагностика одаренности 13. Выводы и рекомендации 14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса). 15. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута) 16. Определение целей и задач программы сопровождения. 17. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе. 18. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения. 19. Мониторинг программы сопровождения. Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Этапы Мониторинг развития Задачи Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров Развитие Формирование у способностей ребенка ребенка, адекватного социальная самовосприятия. помощь, Развитие форм развитие конструктивного коммуникати общения со вных способ- сверстниками. ностей. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов. Методы Сроки -Диагностика -Наблюдение -Анкетирование -Собеседование сентябрь -Творческие октябрьзадания апрель -Развивающие упражнения и игры -Практикум коммуникативно го общения. -Собеседование -Мозговой штурм -Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации Участники Воспитате ли Специалис ты Воспитате ли Специалис ты Результат Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка -Повышение общих интеллектуаль ных умений -Активизация творческого мышления -Овладение коммуникатив ными навыками обще-ния со сверстни-ками -Повышение педагогическо, социальной и психологической ком-петенции у роди-телей и педагогов Мониторинг одаренности Отслеживание динамики развития одаренности ребенка Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. май Воспитате ли Специалис ты -Составление психологопедагогическог о портрета ребенка. -Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождени ю ребенка. Приложение №3 Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей Мероприятие Время Ответственный проведения Подбор и апробация пакета диагностических август Воспитатели методик. сентябрь Специалисты Изучение индивидуальных особенностей и сентябрь Воспитатели интересов дошкольников Специалисты ДОУ Изучение личности педагога сентябрь Ст. воспитатель Консультирование педагогов и родителей октябрь Воспитатели апрель Выступление на родительском собрании по теме ноябрь воспитатели «Творческое развитие вашего ребенка»! групп Групповое консультирование педагогов по теме декабрь Воспитатели «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» Подготовка материала для «Уголка психолога» январь Воспитатели по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» Групповое консультирование педагогов по теме февраль Педагог«Родители одаренных детей: как с ними психолог общаться? Отслеживание эмоционального настроя детей на ноябрь Воспитатели занятиях. Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Что-где-когда?» Мониторинг эффективности работы. апрель март Воспитатели май Воспитатели