ДООП Почемучки

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Орлёнок»
624930, Свердловская область, город Карпинск, ул. Свердлова, 5
sad22@ekarpinsk.ru
Утверждаю:

Принято решением
педагогического совета
протокол № 4

Заведующий МБДОУ №
22 «Орлёнок»

от « 17 » июня 2021 г.

Безрукова Д.Г.

Подписано цифровой подписью: МАДОУ № 22
DN: email=sad22@ekarpinsk.ru,
1.2.643.3.131.1.1=120C303036363134303034383031,
1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931,
1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138,
title=Заведующий, o=МАДОУ № 22, street=УЛ СВЕРДЛОВА, ДОМ 5,
l=Карпинск, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Диана
Геннадьевна, sn=Безрукова, cn=МАДОУ № 22

« 17 » июня 2021 г.

Дополнительная образовательная программа
естественнонаучной направленности
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
«Почемучки».
(срок реализации 2 года)

Разработчик:
Жолобова И.П.
воспитатель 1КК

ГО Карпинск
2021 год

1

Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1. Концептуальные и правовые основы разработки программы
1.2. Направленность программы
1.3. Педагогическая целесообразность
1.4. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
1.5. Цель программы:
1.6. Задачи реализации программы:
1.7. Принципы и подходы к реализации программы
1.8. Особенности программы и категория воспитанников, для которых
предназначена программа:
1.8.1. Структура программы
1.8.2. Формы, технология реализации программы
1.9. Категория воспитанников и условия включения в программу
1.9.1. Возраст детей. Их особенности
1.10. Сроки реализации программы
1.11. Планируемые результаты освоения программы и способы их
проверки
1.11.1. Мониторинг образовательных результатов
1.12. Календарный учебный график
1.13. Учебный план
1.14. Расписание занятий
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности по Программе.
2.2. Методы организации и осуществления деятельности детей
2.3. Формы организации работы с детьми
2.4. Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском
саду
2.5. Способы и направления поддержки инициативы детей
2.6. Содержание программы «Почемучки»
2.7. Взаимодействие с семьей
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Условия реализации Программы
3.1. Кадровое обеспечение реализации Программы
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
3.3. Оборудование для исследовательской деятельности
3.4. Особенности организации предметно-развивающей среды
Список используемых источников
Приложение 1.
Приложение 2.

4
4
5
5
6
7
7
7
8
9
10
10
10
11
11
11
20
26
27
28
28
29
30
31
32
38
39
41
42
42
42
43
44
46
62

2

Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1 Концептуальные и правовые основы разработки Программы
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной
направленности «Почемучки» (далее Программа) определяет содержание и
организацию дополнительного образования детей Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 22
«Орлёнок» (далее Детского сада).
Программа обеспечивает интеграцию основного и дополнительного
образования детей. Такая интеграция позволяет сблизить процессы
воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных
проблем современной педагогики. Дополнительное образование, в основе
которого лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный
подходы
к
ребенку,
педагогика
сотрудничества,
вариативность
образовательных маршрутов и право их свободного выбора воспитанниками
максимально и эффективно дополняет его, создает наиболее благоприятные
условия для самоактуализации личности и ее социализации.
Дополнительная образовательная программа выстроена с учетом
основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в
целом, обеспечивая открытый и сетевой характер ее реализации.
Дополнительная образовательная программа
предполагает решение
следующих задач:
- изучение интересов и потребностей воспитанников;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов работы с учетом возраста воспитанников, особенностей их
социокультурного окружения;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- расширение видов творческой деятельности детей для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей воспитанников;
- создание условий для привлечения к занятиям большего числа
воспитанников;
- создание максимальных условий для освоения воспитанниками духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и
других народов;
- обращение к личностным проблемам воспитанников, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми
документами Российской Федерации:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. № 273 ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования";
3

- Комментарии к ФГОС дошкольного образования, Министерство
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Концепция развития дополнительного образования детей, разработана
Минобрнауки
РФ,
одобрена
Правительством
РФ 28
августа и утверждена Распоряжением №
1726-р,
подписанным
Д.
Медведевым 4 сентября 2014г.;
- Указ Губернатора Свердловской области от 17.06. 2014 N 299-УГ «Об
утверждении
Административного
регламента
предоставления
Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области государственной услуги по лицензированию образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
на территории Свердловской области, за исключением организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, лицензирование которой
осуществляет федеральный орган исполнительной власти по контролю и
надзору в сфере образования»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 "Об
утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций";
- Постановление Правительства Свердловской области от 25 июня 2010 г. N
973-ПП "О введении новой системы оплаты труда работников
государственных организаций Свердловской области, подведомственных
Министерству общего и профессионального образования Свердловской
области";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г. N 08-5
«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, требований, установленных федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7
февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 «О соблюдении требований,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 октября 2013 г. № 1155»;
4

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №22 «Орлёнок» (новая редакция).
1.2.Направленность
данной
программы
–
исследовательская,
обеспечивающая
более
глубокие
знания,
умения
опытноэкспериментальной деятельности.
Программа обеспечивает социализацию и адаптацию ребенка к жизни в
современном
обществе,
формирует
интеллектуальную
культуру
воспитанников, создает условия для профессиональной ориентации
воспитанников, способствует выявлению и поддержке детей, проявивших
выдающиеся способности в познавательной и исследовательской области.
1.3. Педагогическая целесообразность
В основе Программы лежит целостный образ окружающего мира,
который преломляется через результат деятельности воспитанников. Опыты
и эксперименты как образовательная деятельность является комплексной и
интегративной по своей сути, она предполагает реальные взаимосвязи
практически со всеми образовательными областями.
В основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности
лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на
познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с
помощью метода экспериментирования, дети получают реальные
представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и
достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений
окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее
и
полноценнее
он
развивается.
Также
применение
метода
экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых
навыков.
Образовательная область познавательное развитие – Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора, любознательности,
интереса, умение взаимодействовать друг с другом, чтение показаний
измерительных приборов.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие - изучение
свойств предметов, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных
форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом
экологических проблем, деятельности человека как создателя материальнокультурной среды обитания.
Образовательная область речевое развитие – развитие устной речи в процессе
анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности
(описание опытов и экспериментов, материалов; повествование о ходе
действий и построении плана деятельности; построение логически связных
высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
5

Образовательная
область
художественно-эстетическое
развитие
использование художественных средств, коллажирование.
Образовательная область физическое развитие – развитие мелкой
мускулатуры рук и мелкой моторики.
Применение микроскопов и разнообразных приборов в дополнительное
образовательной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию
воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А
также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные
идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
1.4. Обоснование необходимости разработки и внедрения Программы
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все
исследователи экспериментирования выделяют основную особенность
познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе
практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические
действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую
функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного
объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской
деятельности.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя
живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к
экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику,
творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и
неживым в природе.
Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается
от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту
деятельность,
сам
еще
не
сформирован
и
характеризуется
неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется,
проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в
поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят
пробный характер. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность
позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод
экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности,
развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к
познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать,
использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать
творческую личность.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя
из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти
условия и образовательную среду, облегчающие ребенку раскрыть
собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать,
познавать образовательную среду, а через нее и окружающий мир. Роль
педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а
6

также использовать соответствующую образовательную среду, в которой
правильно направить ребенка к познанию. Основными формами
деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная,
проектная, досуговая, которые направлены на интеграцию образовательных
областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности
каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному
образованию.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети,
которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты
такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на
которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:
- познавательная и учебная мотивация;
- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием
произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу
старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.
Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать
дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где
ведущее место занимает игровая деятельность.
1.5. Цель программы «Почемучки»: создание условий для развития
познавательных интересов детей 5—7 лет через опытническую деятельность,
экспериментирование.
1.6. Задачи реализации Программы:
Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для
дошкольников.
Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой
природы.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками
движения (скорость, направление); развитие представления об основных
физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и
преломление света)
Развивать умение делать выводы, умозаключения.
Развивать индивидуальные способности ребенка, обеспечивать поддержку
инициативы.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать
доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
1.7. Принципы и подходы к реализации программы

7

Дополнительная образовательная программа, а также организация на ее
основе образовательного процесса базируется на принципах и подходах
проектирования дополнительных образовательных программ.
Подходы к формированию дополнительной образовательной программы:
личностно-ориентированный подход
личностно-деятельностный подход
компетентностный подход
возрастной подход
средовой подход
Принципы организации образовательного процесса
Дополнительность
Практическая значимость, технологичность
Сбалансированность по всем ресурсам
Амплификация
Дидактические принципы конструктивного обучения:
1. Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно
обоснованными и практически апробированными методиками;
2. Принцип целостности:
-основывается на комплексном принципе построения непрерывности
процесса поисково-исследовательской деятельности;
3.. Принцип систематичности и последовательности:
-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
5.Принцип доступности:
-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
6.Принцип активного обучения:
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить
ранее сформированные навыки
в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять
потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата
проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального
развития детей. Результатом деятельности является сотрудничество ребѐнка
8

и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой
личностью;
- реализация программы в формах специфических для детей дошкольного
возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности
1.8. Особенности Программы и категория воспитанников, для которых
предназначена Программа:
Интеграция основного и дополнительного образования при реализации
ФГОС ДО в детском саду.
Методическая основа Программы – деятельный подход, т.е. организация
максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Настоящая Программа предназначена для воспитанников от 5 до 7 лет.
1.8.1 Структура программы
Данная
программа
обеспечивает
личностно
ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком:
вместе;
на равных;
как партнеров.
Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать
свою познавательную активность.
Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их
способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из
которых представлено несколькими темами:
- живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к
окружающей среде и др.;
- неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
- человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и
свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от
возраста детей.
Занятия проводятся в группах по 12 человек 2 раза в неделю. Весь курс
рассчитан на 1 год (68 занятий)
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории
организуется следующим образом:
с детьми старшей группы – по 20-25 минут;
с детьми подготовительной группы – 25-30 минут
Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность
педагогу:
работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
использовать материалы, которые часто не используются в группе при
большом количестве детей;
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую
структуру проведения:
9

постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
проверка гипотез;
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов (если это необходимо);
вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели
используют различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Диагностика усвоения Программы проводится один раз в год, в мае. По ее
результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
1.8.2. Форма, технология реализации программы
Форма реализации Программы – исследовательская лаборатория.
Традиционные методы
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об
изучаемых явлениях и др.).
Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ,
сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические
игры, настольно - печатные игры, фокусы, занимательные опыты)
Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование
фольклорных материалов)
Инновационные методы
Метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных
ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и
приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но боится, что она не сможет его
прочесть (увеличительные приборы, банка с водой). Как Винтику и
Шпунтику найти гайку, упавшую в коробку с мусором (магниты).
Технология саморазвития Марии Монтессори, ( предлагаются детям для
манипулирования предметы из разных материалов), а также организация
наблюдений, опытнической деятельности, игр – экспериментов)
Технология креативного мышления «Шляпы де Боно» (Э.де Бон) (С целью
развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением,
фантазией, у старших дошкольников в практической деятельности при
изучении и обсуждении объектов и явлений природы)
Технология «Виртуальная экскурсия» ( при ознакомлении с природными
явлениями или объектами дети могут выйти за пределы детского сада и
родного города)
Технология интеллект – карт (Сбор, закрепление и обобщение материала,
развитие связной речи, составление рассказов)
10

Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента,
Использование карточек с алгоритмами действий помогло детям
самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения,
почувствовать себя исследователями).
1.9. Категория воспитанников и условия включения в программу
Категория воспитанников, для которых реализуется Программа – дети
дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Условия включения воспитанников в программу – добровольное участие.
1.9.1. Возраст детей. Их особенности
Возрастные индивидуальные особенности развития детей от 5 до 7 лет.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей, воспитывающихся в МБДОУ детский сад №22
Старшая группа (5 – 6 лет)
•
могут распределять роли до начала игры, наблюдается организация
игрового пространства;
•
развивается изобразительная деятельность, рисунки приобретают
сюжетный характер;
•
овладевают обобщенным способом обследования образа;
•
могут конструировать из бумаги, природного материала;
•
продолжает совершенствоваться восприятие цвета, происходит
систематизация представлений детей;
•
испытывают трудности при анализе пространственного положения
объектов;
•
продолжает развиваться образное мышление;
•
совершенствуется обобщение, что является основой словеснологического мышления;
•
наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
•
появляются конкурентность, соревновательность;
•
продолжает совершенствоваться речь.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
•
начинают осваивать сложные взаимодействия людей;
•
рисунки приобретают композиционно-детализированный характер;
•
формируются
художественнотворческие
способности
в
изобразительной деятельности;
•
продолжает развиваться восприятие, образное мышление, обобщения и
рассуждения,
воображение,
внимание
становится
произвольным,
воспроизведение метрических отношений затруднено;
•
развивается речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика,
связная речь;
•
получает дальнейшее развитие игра в уме;
•
ребёнок может представить целостный образ предмета «в уме»;
завершается дошкольный возраст: его основные достижения связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, дети
осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая
11

идентификация,
формируется
позиция
школьника,
связанная
с
произвольностью. Ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития.
1.10. Сроки реализации программы
Срок реализации программы 2 года.
Программа реализуется в течение всего календарного года, исключая
каникулярное время.
1.11. Планируемые результаты освоения Программы и способы их
проверки
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо
решить. Предлагает возможные решения.
2.Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3.Желание
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной
исследовательской деятельности.
4.Рост уровня любознательности, наблюдательности.
1.11.1. Мониторинг образовательных результатов
Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности
определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет
оценивать эффективность использования метода экспериментирования в
работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в
результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно –
экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с
детьми.
3. Оценить
развивающую среду для опытно – экспериментальной
деятельности в ДОУ.
4. Выявить
готовность родителей воспитанников к реализации опытно –
экспериментальной деятельности.
Для решения
указанных задач используются разнообразные методы
изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике
наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями
воспитанников. Для осуществления мониторинга развития навыков
экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали
индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования.
Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование
в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно –
логической
схеме
формирования навыков экспериментирования в
дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И.
Результативность достижения детьми планируемых результатов Программы
определяется с помощью наблюдения и оценивается по четырех бальной
системе.
12

Цель наблюдений – изучение динамики изменения уровня показателей
реальных достижений детей. Результаты наблюдений используются
педагогом, прежде всего, для того, чтобы изменить свою собственную
деятельность (а не деятельность детей), сделать её более адекватной
изменяющимся интересам и потребностям детей.
Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво.
Промежуточные результаты освоения Программы
При реализации Программы в начале года проводится оценка
индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогом в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
на
основе
программных требований с
использованием
низко
формализованных методов. Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Повторно мониторинг проводится в конце мая. Результаты сопоставляются,
вновь определяются дети с различными проблемами, корректируется
дальнейшая работа с ними.
Критерии диагностики соответствуют содержанию программы «Ребенок в
мире поиска».
Для подведения итогов реализации Программы используются следующие
формы:
•
диагностирование
•
игры
•
беседы.
Основные характеристики реальной оценки
Оценка требует соблюдения определённых правил, базируется
определённых принципах и имеет свою технологию и ограничения.
Уровни показателей
Баллы
Уровни показателей
Баллы
Отсутствует
1
Н - Не проявляется
1
Начальная стадия
2
П - При значительно 2
В развитии
3
поддержке
3
Устойчиво
4
У - При умеренной 4
поддержке
С - самостоятельно

на

Реальная оценка:
 ориентирует воспитателя в его работе с ребенком;
13

 вовлекает родителей в процесс образования ребенка и ориентирует в
нём;
 мотивирует и направляет действия ребенка, ориентирует его на
социальные ценности, формирует у ребенка позитивный образ «Я»,
способствует становлению его самооценки;
 подчеркивает исследовательский характер педагогического процесса.
Чтобы выполнить эти функции оценка должна быть:
 многомерна;
 целостна;
 непрерывна и кумулятивна;
 критериально ориентирована;
 нацелена на выявление сильных сторон ребёнка;
 основана на действиях ребёнка в разнообразных ситуациях открытого
типа;
 абсолютно понятна для воспитателей, родителей и детей.
Основные методы сбора информации
• Систематическое структурированное наблюдение;
• Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания
конкретных случаев;
• Фотографии;
• Аудиозаписи (образцы речи и т.д.) и видеозаписи, транскрипция речи;
• Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, модели,
коллажи и др.);
• Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и
умения (ключевые компетентности);
• Беседы с родителями, анкеты, опросники;
• Записи с родительских встреч;
• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов,
получение ответов от детей;
• Рассказы детей;
• Портфолио, или «Папки достижений»

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
14

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение
дневника наблюдений.
№ Диагностика овладения
год
знаниями и умениями
Начало года
экспериментальной
деятельности.
1 Умение видеть и выделять
. проблему
2 Умение принимать и ставить
цель
3 Умение решать проблемы
4 Умение анализировать объект
или явление
5 Умение выделять
существенные признаки и
связи
6 Умение сопоставлять
различные факты
7 Умение выдвигать гипотезы,
предположения
8 Умение делать выводы
Вывод:

Конец года

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью.

Уровень

. Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике
формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. «
Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Отношение
к
Целепола
эксперимен гание
тальной
деятельнос
ти

Планирован
ие

Реализация

Рефлекси
я

15

Средний

Высокий

Часто
задаёт
вопросы,
пытается
искать на
них ответы.

Делает
первые
попытки
формулир
овать
задачу
опыта
при
непосред
ствен-ной
помощи
педагога.

Начинает
высказывать
предположе
ния каким
может быть
результат
опыта.
Работает
вместе с
воспитателе
м, а затем
под
непосредств
енным
контролем.

Выполняет
инструкции,
содержащие
2-3
поручения
одновременн
о. Начинает
самостоятел
ьно
выполнять
простейшие
зарисовки.
Находит и
отмечает
различия
между
объектами.
Называет
причины
простейших
наблюдаемы
х явлений и
получивших
ся
результатов
опытов.
Проявляет Понимает При
К концу года
любопытзадачу
проведении начинает
ство, задаёт опыта.
простейших выполнять
первые
Начинает эксперимент инструкции,
вопросы.
предвиде ов начинает содержащие
ть
отвечать на
2 поручения
некоторы вопрос: «Как сразу.
е
это
Самостоятел
последств сделать?»
ьно
ия своих
наблюдает
действий
простые
опыты.

Хорошо
понимает
простейш
ие
одночлен
ные
причинно
следствен
ные связи
.

Понимает
простейш
ие
одночлен
ные
цепочки
причинно
следствен
ных
связей.
Отвечает
на
вопросы
взрослого
по теме
эксперим
ента
16

Произнос
ят фразу:
«Я хочу
сделать
то –то».

Предугадыва
ет
последствия
некоторых
своих
действий,
проводимых
с
предметами.

Низкий

Желание
что – то
сделать
выражают
словами.

Выполняют
простейшие
поручения
взрослых.
Работают с
помощью
воспитателя.
Он должен
постоянно
привлекать
внимание
ребёнка к
наблюдаемо
му объекту.

Отвечают
на
простые
во-просы
взрослых.
Произнос
ят фразы,
свидетель
ствующи
ео
понимани
и
событий.

Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования
(6 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
.
Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение
дневника наблюдений.
№

Диагностика овладения знаниями и
умениями экспериментальной
деятельности.
1. Умение видеть и выделять проблему
2
Умение принимать и ставить цель
3
Умение решать проблемы
4
Умение анализировать объект или
явление
5
Умение выделять существенные
признаки и связи
6
Умение сопоставлять различные
факты
7
Умение выдвигать гипотезы,
предположения
8
Умение делать выводы
Вывод:

год
Начало года Конец
года

17

Высокий

Уровень

Часть2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике
формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «
Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Отношени
ек
экспериме
нтальной
деятельнос
ти
Имеет
ярко
выраженну
ю
потребнос
ть
спрашиват
ьу
взрослых
обо всём,
что
неизвестно
..

Целеполага Планировани Реализация
ние
е

Рефлекси
я

Самостояте
льноформу
лирует
задачу, но
при
поддержке
со стороны
педагога.

При
поддержк
е со
стороны
педагога
формули
рует
вывод,
выявляет
2-3 звена
причинно
–
следствен
ных
связей.

Принимает
активное
участие в
планировани
и проведения
опыта,
прогнозирует
результат, с
помощью
взрослого
планирует
деятельность
.
Выслушивае
т
инструкции,
задаёт
уточняющие
вопросы.

Выполняет
опыт под
непосредст
венным
контролем
воспитател
я. Умеет
сравнивать
объекты,
группирова
ть
предметы и
явления по
нескольким
признакам
.Используе
т несколько
графически
х способов
фиксации
опытов.

18

Средний

Часто
задаёт
вопросы,
пытается
искать на
них
ответы.

Делает
первые
попытки
формулиро
вать задачу
опыта при
непосредст
венной
помощи
педагога.

Начинает
высказывать
предположен
ия каким
может быть
результат
опыта.
Работает
вместе с
воспитателем
, а затем под
непосредстве
нным
контролем.

Выполняет
инструкции
,
содержащи
е 2-3
поручения
одновреме
нно.
Начинает
самостояте
льно
выполнять
простейши
е
зарисовки.
Находит и
отмечает
различия
между
объектами.
Называет
причины
простейши
х
наблюдаем
ых явлений
и
получивши
хся
результато
в опытов.

Хорошо
понимает
простейш
ие
одночлен
ные
причинно
–
следствен
ные связи
.

19

Понимает
задачу
опыта.
Начинает
предвидеть
некоторые
последстви
я своих
действий

При
проведении
простейших
эксперимент
ов начинает
отвечать на
вопрос: «Как
это сделать?»

К концу
года
начинает
выполнять
инструкции
,
содержащи
е2
поручения
сразу.
Самостояте
льно
наблюдает
простые
опыты.

Низкий

Проявляет
любопытст
во, задаёт
первые
вопросы.

Понимает
простейш
ие
одночлен
ные
цепочки
причинно
следствен
ных
связей.
Отвечает
на
вопросы
взрослого
по теме
эксперим
ента

Вывод:

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной
деятельности. (7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение
дневника наблюдений.
год
№ Интегративные качества, необходимые
для формирования навыков
Конец
Начало года
экспериментирования
года
1 Умение видеть и выделять проблему
.
2 Умение принимать и ставить цель
3 Умение решать проблемы
4 Умение анализировать объект или
явление
5 Умение выделять существенные
признаки и связи
6 Умение сопоставлять различные факты
7 Умение выдвигать гипотезы,
20

предположения
8 Умение делать выводы
Вывод:

Высокийс

Уровень

Часть 2 .Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью.
Примечание: за основу взяли « Структурно – логическую схему
формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте»
Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 4653.
Отноше
ние к
экспери
менталь
ной
деятель
но
сти
Познава
тельное
отношен
ие
устойчи
во.
Ребёнок
проявля
ет
инициат
иву и
творчест
во в
решении
проблем
ных
задач.

Целеполаган Планирование Реализация
ие

Самостоятел
ьно видит
проблему.
Активно
высказывает
предположе
ния
выдвигает
гипотезы,
предположе
ния,
способы их
решения,
широко
пользуясь
аргументаци
ей и
доказательст
вами.

Самостоятель
но планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно
выбирает
предметы и
материалы для
самостоятельн
ой
деятельности
в
соответствии с
их
качествами,
свойствами,
назначениями.

Действует
планомерн
о. Помнит
о цели
работы на
протяжени
и всей
деятельнос
ти. В
диалоге со
взрослым
поясняет
ход
деятельнос
ти.
Доводит
дело до
конца.

Рефлекси
я

Формули
рует в
речи,
достигну
т или нет
результат
, замечает
неполное
соответст
вие
полученн
ого
результат
а
гипотезе.
Способен
устанавл
ивать
разнообр
азные
временны
е,
последов
21

Видит
проблему
иногда
самостоятел
ьно, иногда
с небольшой
подсказкой
взрослого.
Ребёнок
высказывает
предположе
ния,
гипотезу
самостоятел
ьно или с
небольшой
помощью
других.

Принимает
активное
участие при
планировании
деятельности
совместно со
взрослым.

Самостояте
льно
готовит
материал
для
эксперимен
тирования
исходя из
качеств и
свойств.
Проявляет
настойчиво
сть в
достижени
и
результата,
помня о
цели
работы.

Познава
тельный
интерес
неустой
чив,
слабо
выражен
.

Не всегда
понимает
проблему.
Малоактиве
нв
выдвижении
идей по
решению
проблемы. С
трудом
понимает
выдвинутые
другими
гипотезы.

Стремление к
самостоятельн
ости не
выражено.
Допускает
ошибки при
выборе
материалов
для
самостоятельн
ой
деятельности
из-за
недостаточног
о осознания
их качеств и
свойств.

Забывает о
цели,
увлекаясь
процессом.
Тяготеет к
однообразн
ым
действиям,
манипулир
уя
предметам
и,
ошибается
в
установлен
ии связей и
последоват
ельностей (

Низкий

Средний

В
больши
нстве
случаев
ребёнок
проявля
ет
активны
й
познават
ельный
интерес.

ательные,
причинн
ые связи.
Делает
выводы.
Может
формули
ровать
выводы
самостоя
тельно
или по
наводящи
м
вопросам.
Аргумент
ирует
свои
суждения
и
пользуетс
я
доказател
ьствами с
помощью
взрослого
.
Затрудня
ется
сделать
вывод
даже с
помощью
других.
Рассужде
ния
формальн
ые.
Ребёнок
ориентир
уется на
внешние,
несущест
венные
особенно
22

что
сначала,
что потом)

сти
материал
а, с
которым
он
действует
. Не
вникая в
его
подлинно
е
содержан
ие.

23

Содержательный раздел.
2.Содержание программы «Почемучки»
2.1.Описание образовательной деятельности по Программе.
В разделе представлено описание образовательной деятельности с детьми в
соответствии с модулями (направлениями развития детей).
Занятия организуются на принципах:
•
личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества
детей и педагога;
•
доступности предлагаемого материала;
•
последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
•
вариативности проблемности;
•
взаимодействия с семьей.
Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы можно
варьировать.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятияэксперименты, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им
целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к
познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской
деятельности:
•
учебно-игровую;
•
коммуникативно-диалоговую;
•
экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
• мотивация,
• подготовительная беседа,
• практическое (экспериментальное) задание,
• анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные
работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная
2.2. Методы организации и осуществления деятельности детей
Подгруппа методов по источникам информации
Словесный (объяснение, чтение, рассказ и др.)
Наглядный (демонстрация, наблюдение и т. д.)
Практический (повторение, проведение упражнений в игровой форме,
проведение упражнений в соревновательной форме и др.)
Подгруппа методов по источникам сенсорной информации (методы «сенсорного
входа»)
Визуальный
Аудиальный
Кинестетический
24

Подгруппа методов по степени взаимодействия взрослого и ребенка
Беседа
Диалогово-игровой метод
Управляемой комментирование
Самостоятельная деятельность
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемный
Частично-поисковый
Исследовательский
Метод проектов с опорой на внешние социальные связи (привлечение к
сопровождению детского проекта родителей воспитанников (лиц их заменяющих),
специалистов-профессионалов в той или иной области
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности детей
внешний контроль
самоконтроль
парный (взаимный) контроль
Социально-психологические методы, ориентированные на корректировку поведения
ребенка (методы урегулирования конфликтов)
Метод согласия - вовлечение конфликтующих сторон в общее дело с целью
приучения их к сотрудничеству
Эмпатия - побуждение к выражению сочувствия, сопереживания своему
товарищу, оказание ему необходимой помощи
Сохранение репутации товарища - поощрение к признанию достоинств своего
партнера, выражение должного уважения к его личности (проявление спортивного
поведения при соревновании и т.д.)
Метод взаимного дополнения - побуждение одного партнера к опоре на
способности партнера, отсутствующие (или не так ярко выраженные) у него самого
Метод недопущения дискриминации - исключение подчеркивания
превосходства одного партнера над другим
Метод эмоционального «поглаживания» - побуждение к оказанию партнеру
психологической поддержки, дарению продуктов своего личного
2.3. Формы организации работы с детьми
проектная деятельность
создание коллекций
исследовательская деятельность
экспериментирование
лабораторные работы (опыты)
развивающая игра
решение эвристических задач
интеллектуальная эстафета
наблюдение
25

проблемная ситуация
рассказ
беседа
интегративная деятельность
экскурсия
целевые прогулки
викторина
презентация проекта
коллажирование
реализация проекта
игры с правилами
1.4. Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Вид
познавательноисследовательской
деятельности
Поисковоисследовательская

Примеры реализации в работе с
дошкольниками

Совместная работа педагога и детей по
решению проблемных вопросов. Реализуется в
эвристических беседах («Зачем мыть руки с
мылом?», «Почему распускаются почки на
деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»),
наблюдениях (за природными явлениями и
объектами, простыми веществами).
УчебноСамостоятельная деятельность воспитанников
познавательная
по усвоению и применению приобретённых в
ходе образовательного процесса знаний,
умений, навыков. Реализуется при помощи
ТРИЗ-технологий в дидактических играх на
совершенствование пространственного,
предметного, аналитического мышления;
самостоятельных наблюдений на занятиях и
прогулках.
ПознавательноСтихийная или организованная педагогом
практическая
деятельность воспитанников по получению
информации практическим путём. Реализуется
в опытах и экспериментах.
ПредметноСовместная или самостоятельная деятельность
исследовательская воспитанников по установлению причинноследственных связей в окружающем мире и
расширению знаний о свойствах объектов.
Реализуется в исследованиях различных
материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса,
26

краски, чернила), живых существ и растений в
процессе роста, явлений природы в течение
года.
1.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы ребенка 5-6 лет - внеситуативно-личностное
общение
Деятельность педагога дополнительного образования по поддержке детской
инициативы заключается в готовности
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать
внимание детей на полезность будущего продукта или ту радость, которую он
доставит кому-то
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей
- создавать условия для представления детьми своих изобретений
- при необходимости помогать детям в решении проблем
- привлекать детей к планированию предстоящей деятельности
- обсуждать с детьми возможности представления продукта собственного
творчества
- обеспечивать положительную социальную оценку деятельности детей,
направленной на создание нового
- создавать ситуации, формирующие и поддерживающие инициативу детей
- создавать игровые ситуации
Приоритетная сфера инициативы ребенка 6-7 лет - научение
Деятельность педагога дополнительного образования по поддержке детской
инициативы заключается в готовности
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов
совершенствования продукта
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей, усовершенствование программы робота. Рассказывать
детям о трудностях, которые педагог испытывает при обучении новым видам
деятельности
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников
- обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого
- создавать условия представления результатов своего труда детскому и взрослому
сообществу

27

- поддерживать чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворения его
результатами
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей
- при необходимости помогать детям в решении проблем
- привлекать детей к планированию предстоящей деятельности
- обсуждать с детьми возможности представления продукта собственного
творчества
- развивать в детях потребность в самостоятельности
- поощрять обмен между детьми информацией творческого характера
- поддерживать стремление детей получать информацию из различных источников
- предоставлять ребенку право сомневаться, обращаться за разъяснениями к
взрослому и другим детям
- использовать проектную деятельность с детьми, как средства развития
познавательной инициативы
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей
- использовать алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей
2.6. Содержание программы «Почемучки»
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков
объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования,
являются:
1) Активное использование результатов исследования в практической (бытовой,
игровой) деятельности (Из чего построить прочный дом для кукол?);
2) Классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу
(платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше
качеств
и
свойств?»).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов,
обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с
происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ),
синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Модуль «Любознайка» (5-6 лет)
Темы игр-экспериментирований
Месяц

28

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Первая неделя

Вторая
неделя

Третья неделя

Четвертая
неделя

«Может ли

«Что

«Во всех ли

«С водой и без

растение

выделяет

листьях есть

воды»

дышать?»

растение?»

питание?»

«Бережливые

«Вверх к

«Для чего

«В тепле и в

растения»

листочкам»

корешки?

холоде»

«Что есть в

«Изобретаем «Где дольше?»

почве?»

прибор для

«На свету и в
темноте»

вскапывания
почвы»
«Где легче

«Как устроены

«Зачем им

плавать?»

перья птиц?»

крылышки?»

«Твердые –

«Реактивный

«Как измерить

жидкие»

шарик»

тепло?»

«Как

«Почему

«Построим

«Уличные

распространяется

песок

город из

тени»

звук»

хорошо

песка»

Январь

Февраль «Свойства воды»

Март

сыплется»
Апрель

«Сколько

«Наши

«Для чего

«Родственники

ушей?»

помощники

нужен язык?»

стекла»

– глаза»
Май

«Мир бумаги»

«Мир
ткани»

«Вращающаяся «Защитим себя
Земля»

от солнца»

Модуль «Микроша» (6-7 лет)

29

Работа с детьми подготовительной к школе группе направлена на выявление
детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных
операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного
роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Тема
Месяц
Октябрь

1. «Какая бывает
вода»

Цель
Цель: Познакомить детей со свойствами
воды (принимает форму, не имеет запаха,
вкуса, цвета).

2. «Висячая капля»
3. «Вода –
растворитель»

Ноябрь

Цель: показать детям под микроскопом
каплю чистой воды и каплю из лужи.
Цель: показать детям растворимость и
нерастворимость в воде различных веществ.

4. «Опыты с пресной и Цель: подвести детей к пониманию, что вода
соленой водой»
бывает пресной и соленой;
свойства пресной воды и соленой.
5. «Очищение воды»
Цель: закрепить знания о воде, познакомить
со свойством воды – прозрачностью,
6. «Путешествие
познакомить детей со способами очистки
капельки.
воды.
Испарение»
Цель: познакомить детей с превращениями
воды из жидкого в газообразное состояние и
обратно в жидкое.
7. «Умная галка»
Цель: познакомить с тем, что уровень воды
повышается, если в воду класть предметы.
8. «Водяная
мельница»
Цель: дать представление о том, что вода
может приводить в движение другие
предметы
1. «Откуда берется
Цель: Познакомить с процессом
вода»
конденсации.
2. «Куда делась вода?» Цель: Выявить процесс испарения воды,
зависимость скорости испарения от условий
(открытая и закрытая поверхность воды).

30

3. «Игра в прятки».
4. «Звенящая вода»

5. «Выращивание
кристаллов»
6. «Удивительный
песок».
7. «Песочные часы»

Декабрь

8. «Свеча в банке»,
«Почему не
выливается?»
1. «Сила тяготения»
2. «Испытание
магнита»
3. «Притягиваются –
не притягиваются»
4. «Необычная
скрепка»,
«Можно ли висеть
на голове?»
5. «Почему молоко
белого цвета?»
6. «Состояния
веществ»
(неньютоновская
жидкость)
7. «Что вода размочит
быстрее?»
8. «Твердая вода.
Почему не тонут
айсберги?»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами
воды; развивать наблюдательность,
смекалку, усидчивость.
Цель: показать детям, что количество воды в
стакане влияет на издаваемый звук.
Цель: Формировать знания детей о разных
видах кристаллов, и разных методах их
выращивания.
Цель: Познакомить со свойствами и
качествами песка, его происхождением,
развивать смекалку
Цель: познакомить детей с песочными
часами. Изготовить свои песочные часы.
Цель: Познакомить детей со свойствами
воды; вызвать интерес к получению новых
знаний.
Цель: все предметы притягиваются
Цель: расширять представление детей о
действии магнитных сил на основе
опытнической деятельности.
Цель: Найти предметы, взаимодействующие
с магнитом, определить материалы, которые
с магнитом не взаимодействуют.
Цель: Цель: Выявить прохождение
магнитных сил через воду и стекло.
Цель: познакомить детей с тем, что молоко
содержит белок казеин
http://www.tavika.ru/2013/11/milk.html
Цель: познакомить с необычными
свойствами неньютоновской жидкости
(крахмал смешивается с водой в пропорции
2:1)
Цель: Продолжать знакомство со свойствами
воды; развивать наблюдательность,
любознательность, сообразительность.
Цель: уточнить представления детей о
свойствах льда,
дать представление об айсбергах, их
опасности для судоходства.
31

Январь

1. «Что такое масса?»
2. «Хитрости
инерции»

Цель: выявить свойство предметов — массу;
познакомить с прибором для измерения
массы — чашечными весами; научить
способам их использования.

Цель: познакомить детей со свойством
инерции, с которым сталкиваются в
ежедневной жизни. Знакомство происходит с
помощью разнообразных опытов
3. «Чем можно
Цель: расширить представления детей о
измерить длину?»
мерах длины: условная мерка, единица
измерения
4. Опыт: “Почему снег Цель: показать на примере солнечных
блестит?”
зайчиков как свет отражается от снега
5. «Что такое
упругость?»

Февраль

6. «Откуда взялись
острова?»
1. «Воздух», «Где
теплее?»
2. О «дрожалке» и
«пищалке»
3. «Ветер в комнате»
4. «Подводная лодка»

5. «Глина. Зачем нам
нужна глина?»
6. «Волшебный
сундучок» ( Свет)
Игра «Свет
бывает разный»
7. «Этот умный
уголек»

Цель: выяснить, что такое упругость с
помощью резинового и пластилинового
мячика.
Цель: познакомить детей с понятием
«остров», причинами его образования.
Цель: дать понятие, что горячий воздух
поднимается вверх, а холодный опускается
вниз
Цель: познакомить детей с понятием «звук»,
выявить причину возникновения звука —
дрожание предметов.
Цель: выяснить, как образуется ветер, дать
понятие, что горячий воздух поднимается
вверх, а холодный опускается вниз,
показать, что ветер это поток воздуха.
Цель: Дать представления об источниках
загрязнения воздуха; формировать желание
заботиться о чистоте воздуха
Цель: Расширить знания о глине, выявить
свойства глины, рассмотреть изделия из
глины»
Цель: Продемонстрировать действие разных
источников света, сравнить по картинкам и
разложить их по степени яркости.
Цель: познакомить детей с активированным
углем и его полезными свойствами.

32

Март

8. «Путешествие с
магнитом в царство
льда и холода»

Цель: расширение знаний о свойствах
магнита экспериментальным путем.

1. «Волшебный
шарик»
2. «Чудо – прическа»

Цель: Установить причину статического
электричества
Цель: познакомить с проявлением
статистического
электричества и возможностью снятия его с
предметов.

3. Забавные фокусы
4. «Откуда радуга
берется»

5. «Взрыв цвета в
молоке»
6. «Мы делаем облако
и дождь»
7. «Как избавиться от
вредных бактерий»,
«Живые дрожжи»
(полезные микробы)

Апрель

8. «Почему в космос
летают на ракете?»
1. «Все обо всём»
2. Занимательные
опыты с воздухом.

3. «Как происходит
извержение
вулкана?»

Цель:
Цель: Развивать аналитические способности
детей. Познакомить их с солнечной энергией
и особенностями ее проявления.
Воспитывать интерес к познанию
закономерностей, существующих в неживой
природе.
Цель: Что может быть удивительнее, чем
превращение привычной вещи в
непривычную, когда белое, знакомое
каждому, молоко становится разноцветным?
Цель: Показать, как образуются облака и что
такое дождь
Цель: Рассказать детям, что дрожжи состоят
из крохотных живых организмов,
называемых микробами.
Цель: уточнить представления детей о
принципе работы реактивного двигателя, о
значении воздуха для полета самолета.
Цель: развить познавательную активность
детей в процессе самостоятельного
выполнения опытов по схеме,
Цель: Доказать, что воздух находится не
только вокруг нас, но и в разных предметах.
что воздух имеет вес, который зависит от его
объема.
Цель: познакомить детей с природным
явлением – вулканом, причиной его
извержения
Цель: познакомить детей с причиной
33

4. ««Как появляются
горы?»
5. Играем в детектива
- снимаем
отпечатки пальцев
6. «Дышат ли рыбы»,
«Воздух помогает
рыбам плавать»
7. «Космос в рюмке»
8. «Наши руки»

Май

1. «Как образуются
метеоритные
кратеры».

образования гор.
Цель:
http://www.tavika.ru/2012/10/fingerprints.html
Цель: Установить возможность дыхания рыб
в воде, подтвердить знания о том, что воздух
есть в воде. Рассказать, как плавательный
пузырь, заполненный воздухом, помогает
рыбам плавать.
Цель: узнать, почему капли воды в
невесомости приобретают круглую форму,
почему планеты тоже круглые
Цель: дать понятие о важности человеческой
руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что
с помощью рук можно выразить различные
чувства (ласка, жалость, брезгливость,
успокоение, приветствие, ухаживание).
Цель: смоделировать с детьми метеоритный
кратер, познакомив со способом его
образования; уточнить представления детей
о Солнечной системе

2. Занимательные
опыты со
статическим
электричеством

Цель: дать понятие, что статическое
электричество образуется за счет трения
объектов.

3. «Секретные
записки»

Цель: выявить возможность использования
различных веществ вместо чернил.

4. «Увлекательные
опыты со светом»

Цель: познакомить детей с тем, как можно
увидеть световой луч, понять, как образуется
тень.

5. «Почему горит
фонарик?»

Цель: познакомить с батарейкой —
хранителем электричества — и способом
использования лимона в качестве батарейки.

6. «Путешествие на
луг» (с
микроскопом)
7. «Что такое
молния?»

Цель: закрепить знания об обитателях луга,
развивать умение отгадывать загадки и
выполнять задания.
Цель: познакомить детей с понятиями
«электричество», «электрический ток»;
34

8.«Плавающий
апельсин»

сформировать основы безопасного
обращения с электричеством; объяснить
причину образования молнии»
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть
воздух.

2.7. Взаимодействие с семьей
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. На протяжении всего дошкольного возраста
окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для
развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную
активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их
в процесс развития познавательных интересов детей старшего дошкольного
возраста.
2.7.1. Основные формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование семей;
- открытый показ НОД;
- родительское собрание;
- круглый стол;
- памятки, папки-передвижки, консультации, картотеки опытов-экспериментов в
домашних условиях
Работа с родителями
Месяц

Содержание работы

Сентябрь. Консультация «Рекомендации для поддержания
интереса детей к познавательному
экспериментированию»
Октябрь . Серия несложных опытов для детей старшего
дошкольного возраста
Ноябрь . Открытый показ НОД с использованием
экспериментирования «Царица вода»
Декабрь. Консультация «Что сделать взрослому, чтобы
ребенок экспериментировал?»
Январь.
Картотека опытов и экспериментов в домашних
условиях
Февраль . Памятка «Техника безопасности во время проведения опытов экспериментов»
Март.
Папка - передвижка «Занимательные опыты и
эксперименты для старших дошкольников»
35

Апрель
Май

Памятка «Как отвечать на детские вопросы»
Картотека «Занимательные опыты на кухне»

3.Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Мультимедийное оборудование;
Телевизор;
DVD- проигрыватель;
Музыкальный центр;
Компьютер;
Макеты;
Модели;
Пробирки;
Природный материал;
Бросовый материал;
Микроскоп;
Глобус;
Трубочки;
Стаканчики;
Коллекция камней;
Лупа.
3.2. Оборудование для исследовательской деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки.
3. Ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар)
15. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки для мороженого
36

16. Природный материал (земля, песок, вода, семена растения, шишки, орешки,
засушенные листья, цветы)
17. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, формы для
изготовления льда,
контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет)
18. Технические материалы (гайки, болты в контейнерах)
19. Прихватки, пинцеты с закругленными концами
20. Увеличительные стекла, микроскоп, пробирки
21. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник
22. Часы механические, песочные
23. Свеча и подсвечник
24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры
25. Степлер, дырокол, ножницы
26. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок
27. Тальк, детский крем
28. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной
исследовательской деятельности.
29. Карточки для самостоятельного проведения опытов, схемы для фиксации
результатов
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно
насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и
безопасна. Развивающая предметно - пространственная среда соответствует новым
требованиям ФГОС.
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими
принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать
перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью
предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по
ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие
от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за
определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы,
разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным
особенностям детей;
37

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности.
Центр экспериментирования.
В
ДОУ имеется мини – лаборатория для опытно – экспериментальной
деятельности.
- Материал для проведения элементарных опытов и детского экспериментирования.
- Картотеки опытов и экспериментов.
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих,
весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы,
коллекция камней. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем
возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с
растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа
и т.д.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть
выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции,
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.).
2)
место
для
приборов.
3)Место
для
хранения
материалов
(природного,
"бросового")
4)
место
для
проведения
опытов.
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.).
Список используемых источников.
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.,
2002.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. –
72с.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
– 80с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред.
Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и
старшего дошкольного возраста»
8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. //
Вопросы психологии. 1985, №2.

38

9. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. М., 1999.
10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
11. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
13. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности
детей 2 – 7 лет.
14. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной
деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011. 15. Менщикова Л. Н.
Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
16. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство:
Учитель, 2009.
17. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.
Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
18.Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
19. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании
// Дошкольное воспитание.- 2005.- №12.
20. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании
//Дошкольное воспитание.- 2006.- №1.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».