Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей с 1 до 3 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Орлёнок»
624930, Свердловская область, город Карпинск, ул. Свердлова, 5
sad22@ekarpinsk.ru

Утверждаю:

Принято решением
педагогического совета

Заведующий МАДОУ № 22

протокол № 1

Безрукова Д.Г.

от «30» 08 2023 г.

«30» 08 2023 г.

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК"
DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Свердлова 5, l=Карпинск,
title=Заведующий, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК",
1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138,
1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931,
1.2.643.100.4=120A36363134303034383031,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631373033383230383134, email=sad22@ekarpinsk.ru,
givenName=Диана Геннадьевна, sn=Безрукова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК"

Рабочая программа
по музыкальному воспитанию детей.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
2023 -2024 учебный год

ГО Карпинск
1

Содержание I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
1.1.Цель Программы……………………………………………………………………………..3
1.2.Задачи Программы…………………………………………………………………………...4
1.3.Принципы формирования Программы……………………………………………………..4
2. Планируемые результаты освоения ФОП ДО к 3м годам………………………………… 5
3.Характеристики особенностей музыкального развития детей……………………………...5
3.1 Характеристики особенностей музыкального развития детей с 1года до 2х лет………..6
3.2. Характеристики особенностей музыкального развития детей с 2х до 3х лет…………..6
4. Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов…………………..…..7
4.1. Целевые ориентиры художественно-эстетического развития детей……………..………8
4.2. Оценка уровней эффективности педагогических воздействий……………………..….....8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» ……………………..9
2.1.. От 1года до 3 лет………………………………………………………………………….. 10
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы………………………………………………………………………………………10
2.3.Особенности используемых в работе парциальных программ…………………………..11
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…..12
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………16
2.6. Здоровьесберегающие технологии, применяемые музыкальным руководителем…….17
2.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……………………...18
2.7. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников
ДО………………………………………………………………………………………………..18
2.8.Особенности взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом
ДО………………………………………………………………………………..........................18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы……………20
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДО в
контексте ФГОС………………………………………………………………………………...21
3.3. Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………..21
3.4. Требования и показатели организации образовательного процесса…………………....22
3.5. Федеральный календарный план воспитательной работы………………………………23

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» для детей
раннего возраста (1-3х лет) построена на основе образовательной программы МАДОУ № 22.
При разработке программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
-Федеральный закон от 24 сентября 2022 г.№ 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность
педагогических работников»;
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
-СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3

1.1. Цель Программы
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ
«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года:
«Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально- культурных традиций».
1.2. Задачи Программы
Цель рабочей программы достигается через решение следующих задач:
-обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
-приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
-построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
-обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-достижение детьми целевых ориентиров образования на этапе раннего возраста.
1.3. Принципы формирования Программы:
РП построена на следующих принципах Федеральной программы ДО, установленных
ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
4

9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
2. Планируемые результаты освоения ФОП ДО.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности
ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной
программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка
дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
2.1 Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- Ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения.
3. Характеристика особенностей музыкального развития детей.
3.1.2. Характеристика особенностей музыкального развития детей раннего возраста (12года)
В данный возрастной период происходит интенсивное развитие основ музыкальных
способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на
музыку, прежде всего при слушании музыки, а также в элементарной детской
исполнительской деятельности.
Развивается сенсорная основа музыкальности: дети начинают реагировать на
выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте.
Происходит развитие основ музыкального мышления и памяти. К концу второго года
ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он
узнает знакомые произведения, слышит выразительные интонации и т.п.
Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как
вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют искренний интерес к музыке,
способны самостоятельно находить источник звука, садиться рядом с ним, с
удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается
небольшой. В этом возрасте малыши в течении 3 — 4 минут могут слушать несколько
песен (или пьес), между ними детям необходимо менять деятельность, например,
выполнять музыкально-ритмические действия, сопутствующие с музыкальным образом
песни (после слушания песни о зайчике попрыгать как зайчик и т. п.). В музыке дети уже
чувствуют настроение, эмоционально откликаются на нее.
Ярко развивается музыкальная активность малышей, в процессе приобщения их к
элементарным основам детской музыкальной деятельности. Ребенок все больше
проявляет себя, развивается подражательность в пении, не только отмечаются
импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в
виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу»,
«гав-гав»и т.п.).
В движениях под музыку дети также становятся все более активны, поскольку в этом
возрасте развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых;
определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую.

У одних детей это могут быть пружинки, у других — притопы ногой, у третьих —
покачивание на ногах и т. п. Малыши становятся настолько активны, что показывают
взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке
которых ярко выражен контраст между частями музыки (например, в плясках), кроме
того, к концу года дети выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком,
погремушкой, платочком и т. п.). Во второй половине года пляшут по одному, в паре, со
взрослыми.
В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно
нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая
взрослым. Нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее;
5

любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички,
прыгают как зайчики т.п.
В деятельности детей появляются первичные музыкально-творческие проявления. Так,
после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» на вторую часть песни ребенок сам
выполняет с игрушкой соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит
плясовая, или кукла спит, если он слышит колыбельную.
3.2. Характеристика особенностей музыкального развития детей раннего возраста (2-3
года)
- На третьем году продолжается развитие основ музыкальности ребенка, и прежде всего ее
ведущего компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Наблюдается активный
эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно
реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление,
радость, восторг, нежность, успокоение.
- Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется
музыкальный запас малыша. Он помнит, узнает многие музыкальные произведения.
Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся
ему песни.
- Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в
элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистров, тембрах,
темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.
В связи с обогащением речи интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш
получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает концы фраз, поет несложные
песенки.
- Успешно развиваются движения под музыку, так как расширяются двигательные
возможности ребенка. Дети уже овладели некоторыми плясовыми движениями и умеют
связывать их с характером музыки. Танцевать любят под пение взрослого, а также под
инструментальную музыку без атрибутов и с ними.
Кроме овладения разнообразными движениями, дети уже способны сочетать в пляске
движения рук и ног, сочетать движения и подпевание.
- Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, так как в этом возрасте
интенсивно расширяются их представления об окружающем мире.
- В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении
(придумывают плясовую, колыбельную для куклы), так и в играх-драматизациях импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей.
- Продолжает расти интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными
звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек,
брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и
по разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов.
- Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности
игры на них. Дети знакомятся со многими инструментами ударной группы - барабаном,
бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном. Они различают их по внешнему виду,
тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.
Основная задача воспитания детей этого возраста - формирование активности в музыкальной
деятельности.
4. Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Педагогическая диагностика в ДОО – это особый вид профессиональной деятельности,
позволяющий выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию
образовательной деятельности. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена
на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
6

Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. В пункте 3.2.3 ФГОС ДО указано, что «при реализации Программы
может проводиться оценка индивидуального развития детей», которая осуществляется
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Данное положение
свидетельствует о том, что педагогическая диагностика не является обязательной процедурой,
а вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития
ребенка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается
непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- «планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как
целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся».
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей раннего возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4.1. Целевые ориентиры художественно-эстетического развития детей.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
-построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
-решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности,
взаимодействия с семьями;
Целевые ориентиры в раннем возрасте:
-ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия;
-вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы
-узнавать знакомые мелодии;
-различать высоту звуков (низкий - высокий);
-двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;
-различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.
Результатом реализации рабочей программы следует считать:
1. Эмоциональную отзывчивость на музыку;
2. Восприимчивость и передача в пении, движении основных средств выразительности
музыкальных произведений;
3. Умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
4. Умение слушать музыку, определять настроение произведения;
6. Проявление активности в разных видах музыкальной деятельности;
4.2. Оценка уровней эффективности педагогических воздействий
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком
образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу
(стартовая диагностика), в середине года и на завершающем этапе освоения программы его
7

возрастной группой (заключительная, промежуточная и финальная диагностика). При
проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания
ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой, промежуточной и финальной
диагностики позволяет определить степень освоения ребенком образовательной программы и
выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства
в соответствующих образовательных областях.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого
показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления
указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность
выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития
ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности
и взаимодействии.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых
педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную
творческую деятельность обучающихся, освоения образовательной Программы осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность».
Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на
основе принципа интеграции через все образовательные области.
Это предполагает создание музыкальным руководителем в ДОО новой модели своей
профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФГОС ДО и ФОП ДО.
2.1. От 1 года до 3х лет.
В области художественно-эстетического развития основными задачами и содержанием
образовательной деятельности являются
- воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
- приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
Содержание деятельности
1) Слушание: педагог учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально
реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте
(высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
2) Пение: педагог вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение
подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение.
3) Музыкально-ритмические движения: педагог развивает у детей эмоциональность и
образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность
воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать
ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать
движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка
летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); педагог совершенствует умение ходить и
бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять
плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки
или содержания песни.

8

Учебный план
Возрастная
группа

Организованная
образовательная
деятельность
эстетической

Праздники и развлечения

Досуги

Утренники

направленности

продол
жите
льнос

количеств
о

продол
житель

количество

ность

продол
житель

количество

ность

ть
в
неде
лю

в год

в

в год

в год

месяц

Группа
Раннего
возраста

810мин

2

72

10 мин

1

9

15мин

3

1 Младшая
группа

10 мин

2

72

10-15
мин

1

9

2025мин

3

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Федеральной программы.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные
технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными
средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог
определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения,
возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных
потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога
практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств
образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации
Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей:
В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года):
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не
только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых
9

образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний
детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в
образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Федеральной программы педагог
учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре;
избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в
выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и
создании продуктов деятельности.
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям
детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения
обеспечивает их вариативность.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Основной образовательной
программы ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и ориентирована на выбор тех парциальных программ, которые соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов и сложившийся
традиции дошкольного учреждения.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах
музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально –
образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые
перечислены в списке литературы.
Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться,
дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и
индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
образовательных потребностей разных категорий детей.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности:
речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и
смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить
активность ребенка на музыкальном занятии.

2.3. Особенности используемых в работе парциальных программ.
Парциальная программа «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой представляет
собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она
учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к
потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в
музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается
творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей,
их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет
собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно
осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от
восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к
творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации
и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а также возрастных
особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС. В программе
сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от
1го до 3х лет.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи программы «Ладушки»:
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
10

2. Заложить основы гармонического развития:
-развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять
негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об
энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе.
-развитие чувства ритма.
3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной
культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах).
5.Развивать коммуникативные способности.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление
воспитанника.
Методические принципы построения программы «Ладушки»:
.1 Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
2. Учет возрастных особенностей воспитанников.
3. Гендерный подход к используемому репертуару.
4. Последовательное усложнение поставленных задач.
5. Принцип преемственности.
6. Принцип положительной оценки.
7. Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Формы проведения занятий по программе «Ладушки»:

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Структура музыкального занятия программе «Ладушки»: (структура занятий
может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
музыкально – ритмические движения
Пальчиковая гимнастика
развитие чувства ритма, музицирование
слушание, импровизация
музыкально – ритмические движения
пляски, хороводы
игры

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
К основным формам организации музыкально-художественной деятельности дошкольников в
ДО относятся:
Организованная образовательная деятельность:
типовые (включает в себя все виды музыкальной деятельности детей: восприятие,
исполнительство и творчество и подразумевает последовательное их чередование).
тематические (отличается наличием интеграции, содержанием разных
образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видов
искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления,
образа).
11

доминантная (это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности.
направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое
чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае, оно может включать разные
виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на
совершенствование доминирующей способности у ребенка).
индивидуальная (проводится отдельно с ребенком. Для детей старшего дошкольного возраста
организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и
навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в
музыкальном воспитании и развитии).
Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя,
воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм:
- совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он
выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;
- совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог ‒
равноправные партнеры;
- совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы
самих детей;
- самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно- ролевые,
режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и др.).
Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребенка, его субъектные
проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов
его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание
заниматься определенным видом деятельности). Эту информацию педагог может получить в
процессе наблюдения за деятельностью детей в ходе проведения педагогической диагностики.
На основе полученных результатов организуются разные виды деятельности,
соответствующие возрасту детей. В процессе их организации педагог создает условия для
свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности,
принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую
инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Педагог
использует образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач
воспитания, обучения и развития детей.
Развлечения (в ДО проводится 1 раз в сезон, в группах – 2 раза в месяц) – форма занятия
в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее детям удовольствие);
Досуги (время, не занятое ООД, средство разностороннего развития личности детей, занятия
по увлечению);
Игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкальнодидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
Раздел «Слушание» Формы работы
Режимные моменты
Совместная
Самостоятельная
Совместная
деятельность
деятельность детей
деятельность с
педагога с детьми
семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные

12

Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурной ООД;
- на музыкальной ООД;
- во время умывания
- интеграция в другие
образовательные
области;
- во время прогулки (в
теплое время)
- в сюжетно-ролевых
играх

Музыкальная ООД
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной жизни:
-Другая ООД;
-Театрализованная
деятельность
-Слушание
музыкальных сказок,
-Просмотр фрагментов
мультфильмов,
- Рассматривание
иллюстраций в книгах.

Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных игрушек,
театральных кукол,
атрибутов, элементов
костюмов для
театрализованной
деятельности.

Раздел «Пение» Формы работы
Режимные моменты
Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование пения:
Музыкальная ООД;
Создание условий для
- на музыкальной ООД; Праздники,
самостоятельной
- интеграция в другие
развлечения
музыкальной
образовательные
Музыка в
деятельности в группе:
области;
повседневной жизни:
подбор музыкальных
- во время прогулки (в
-Театрализованная
инструментов
теплое время)
деятельность
(озвученных и не
- в сюжетно-ролевых
-Пение знакомых песен озвученных),
играх
во время игр, прогулок иллюстраций знакомых
-в театрализованной
в теплую погоду
песен, музыкальных
деятельности
игрушек, макетов
- на праздниках и
инструментов,
развлечениях
театральных кукол,
атрибутов для
театрализации,

Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей
в подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты родителей
для детей, совместные
выступления детей и
родителей,)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмы)

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей
в праздники и
подготовку к ним)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)

13

Раздел «Музыкально-ритмические движения» Формы работы
Режимные моменты
Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Использование
Музыкальная ООД
Создание условий для
музыкальноПраздники,
самостоятельной
ритмических
развлечения
музыкальной
движений:
Музыка в
деятельности в группе:
-на утренней
повседневной жизни:
-подбор музыкальных
гимнастике и
-Театрализованная
инструментов,
физкультурной ООД;
деятельность
музыкальных игрушек,
- на музыкальной ООД; -Музыкальные игры,
макетов инструментов,
- интеграция в другие
хороводы с пением
атрибутов для
образовательные
-Инсценирование песен музыкальных игр
области;
-Развитие танцевально- во время прогулки
игрового творчества
- в сюжетно-ролевых
- Празднование дней
играх
рождения

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей
в праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты родителей
для детей, совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» Формы работы
Режимные моменты
Совместная
Самостоятельная
Совместная
деятельность
деятельность детей
деятельность с
педагога с детьми
семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные
- на музыкальной ООД; Музыкальная ООД;
Создание условий для
Совместные
- интеграция в другие
Праздники,
самостоятельной
праздники,
образовательные
развлечения
музыкальной
развлечения в ДОУ
области;
Музыка в
деятельности в группе: (включение родителей
- во время прогулки
повседневной жизни:
подбор музыкальных
в праздники и
- в сюжетно-ролевых
-Театрализованная
инструментов,
подготовку к ним)
играх
деятельность
музыкальных игрушек, Театрализованная
- на праздниках и
-Игры с элементами
макетов инструментов, деятельность
развлечениях
аккомпанемента
театральных кукол.
(концерты родителей
- Культурно-досуговая
для детей, совместные
деятельность
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация
14

на детских музыкальных инструментах Формы работы
Режимные
Совместная
Самостоятельная
моменты
деятельность
деятельность
педагога с детьми
детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
на музыкальной
Музыкальная ООД
Создание условий
ООД;
Праздники,
для
- интеграция в
развлечения
самостоятельной
другие
В повседневной
музыкальной
образовательные
жизни:
деятельности в
области;
-Театрализованная
группе: подбор
- во время прогулки деятельность
музыкальных
- в сюжетно- Игры
инструментов
ролевых играх
- Празднование
(озвученных и не
- на праздниках и
дней рождения
озвученных),
развлечениях
музыкальных
игрушек,
театральных кукол,
атрибутов для
ряженья, ТСО.

Совместная
деятельность с
семьей
Групповые
Подгрупповые
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты
родителей для
детей, совместные
выступления детей
и родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)

Способы музыкального развития:
Пение;
Слушание музыки;
Музыкально-ритмические движения;
Музыкально-дидактические игры и игры с использованием ИКТ;
Игра на музыкальных инструментах.
Методы музыкального развития:
Наглядный:
Наглядно-зрительный - показ движений
Наглядно-слуховой - слушание музыки
Словесный: объяснение, пояснение
Игровой: музыкальные игры
игры-сказки
Практический:
показ исполнительских приемов,
упражнения (воспроизводящие и творческие)
разучивание песен, танцев,

Метод проектов:
Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных
интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и др.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях,
умениях, потребностях.

15

Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и
личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для
решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные
средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: 
демонстрационные и раздаточные;  визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;  реальные и виртуальные. ДОО самостоятельно
определяет средства воспитания и обучения, в том числе технические, соответствующие
материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,
инвентарь, необходимые для реализации Федеральной программы.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать,
конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие
важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность в
себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО и
вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например,
 самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
 игры – импровизации и музыкальные игры;
 самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия: уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять
желание ребенка получать новые знания и умения, задавать познавательные вопросы;
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания
ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование
приемов похвалы, одобрения, восхищения.

2.6.

Здоровьесберегающие

технологии,

применяемые

музыкальным

руководителем.
Для решения приоритетной задачи современного ДО - задачи создания оптимальных
условий психологического комфорта, эмоционального благополучия, сохранения и

16

поддержания здоровья детей, предусмотрено использование здоровьесберегающих
технологий, таких как:
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Самомассаж;
Артикуляционная гимнастика;
Принципы, используемые музыкальным руководителем в своей работе, способствующей
здоровьесбережению детей.
1. Четкое соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий;
проветренное
помещение,
оптимальная
температура
и
освещенность.
2.
Эстетика
дидактического
материала
и
содержательность.
3. Обязательное включение динамических пауз в занятие, в соответствии с темой занятия.
4. Эмоциональная насыщенность занятия, выразительность музыкального руководителя,
его
речи,
мимики.
5.
Доброжелательная
атмосфера.
6. Создание ситуации успешности, поддержки в детях радостного, положительного
настроя.

2.7 Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями
воспитанников. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с
семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего возраста;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Эта деятельность должна
дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей
(законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки
семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в ДОО;
просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого возраста для
17

решения образовательных задач; вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс.

2.8.Особенности взаимодействия музыкального
педагогическим коллективом МАДОУ

руководителя

с

Качество реализации общеобразовательной программы в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» зависит от уровня
профессиональной компетентности и музыкальной культуры педагогов, которые
непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДО.
Направления взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДОУ:
1. Ознакомление педагогов с теоретическими вопросами музыкального образования
детей.
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в
каждой возрастной группе;
3.
Обсуждение
сценариев
праздников
и
развлечений;
4. Взаимодействие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в
оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Взаимодействие в организации музыкальной развивающей предметнопространственной среды ДО;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач
музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДО;
Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ:

 Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются
вопросы индивидуальной работы с детьми; музыкально-воспитательная
работа в группах; используемый на занятиях музыкальный репертуар;
вопросы
организации
музыкальной
развивающей
предметнопространственной среды ДО;
 Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание
музыкального репертуара, освоение и развитие музыкально-исполнительских
умений педагогов;
 Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере
решения общих задач;
 Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДО, в
группах;
 Совместное обсуждение результатов педагогической диагностики и
индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в
повседневной жизнедеятельности;
 Взаимные консультации по использованию музыкального материала в
образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания
и развития.
18

III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы.
Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
-признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со
всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности,
как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у
каждого воспитанника;
-решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса
образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие,
обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках
интеграции образовательных областей и др.), так и традиционных (фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело,
занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение
детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с
использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогом;
-обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в
ДОО
-учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития воспитанников
(использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов
деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации
развития);
-создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды,
способствующей эмоционально-ценностному, социально- личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности,
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
-совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов
родительского и профессионального сообщества;
-психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование
родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей,
охраны и укрепления их здоровья;
-вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
-формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
-взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры,
физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой
образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных
современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в
совместной социально-значимой деятельности;
-использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного
средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации.

19

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале
ДО в контексте ФГОС.
РППС ДОО создается как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении,
так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному
решению.
РППС – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей. РППС
ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и
привлекательной для каждого ребенка деятельности.
С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
требованиям ФГОС ДО;
-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

надежности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного процесса
и включать необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей согласно ФГОС ДО.
РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть:
-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
доступной;
безопасной.
РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических сотрудников.

20

Помещение

Вид деятельности, процесс

Музыкальный Организованная образовательная
зал
деятельность

Оснащение

 Развлечения

 Библиотека методической
литературы, сборники нот
 Шкаф для используемых
пособий,
игрушек,
атрибутов и
прочего

 Театральные представления
 Праздники и утренники

материала
 Музыкально-

 Театральная деятельность
 Индивидуальные занятия
 Тематические досуги

дидактические игры
 Музыкальный центр
 Пианино
 Разнообразные
музыкальные
инструменты для детей
 Подборка СD-дисков
 Различные виды театров
 Ширма для кукольного
театра
 Детские,
взрослые
костюмы

3.3. Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1. Возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной
программы;
2. Выполнение ДОО требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590- 20, СанПиН 1.2.3685-21;
3. Выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
4. Выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников
ДОО.
Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и пособиями для
полноценного развития детей: аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано,
современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками, пособиями и атрибутами,
музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, музыкальнодидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в
наличии необходимый систематизированный дидактический.
демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного
процесса.
3.4. Требования и показатели организации образовательного процесса
Музыкальные занятия проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю.
21

Продолжительность занятий:
-в группе раннего возраста- 8 минут,
-в первой младшей группе – 10 минут
Расписание организованной образовательной деятельности на 2023-2024 учебный год
Группы

№

понедельни
к
№1,2

вторник

№3, № 4

среда

№1,№2

четверг

пятница

№3,4

Содержание методического материала и
средств обучения и воспитания
Основная программа

Парциальная программа и технологии

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М.
Дорофеева, Инновационная программа
дошкольного образования «От рождения до
школы» // Издательство «Мозаика-Синтез»,
Москва, 2022г
2. Ладушки. И. Каплунова, И.
Новоскольцева, Программа по
музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста. 2015

3.5Федеральный календарный план воспитательной работы.
ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе
воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования
детей.
Все мероприятия проводятся с учетом особенностей Программы, а также возрастных,
физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Примерный
перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы.
Январь
Февраль
23 февраля: День защитника Отечества
Март
8 марта: Международный женский день;
Апрель
Май
9 мая: День Победы;
Июнь
1 июня: День защиты детей;
Июль
Август
12 августа: День физкультурника;
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
Октябрь
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
22

Декабрь:
31 декабря: Новый год.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».