Рабочая программа воспитания в соответствии с ФОП на 2023-2024 уч.год

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАДОУ № 22
Протокол от «30» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ № 22
________________ Д.Г. Безруковой
Приказ от «30» августа № 143-д
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №
22 "ОРЛЁНОК"
DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Свердлова 5,
l=Карпинск, title=Заведующий, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №
22 "ОРЛЁНОК", 1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138,
1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931,
1.2.643.100.4=120A36363134303034383031,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631373033383230383134,
email=sad22@ekarpinsk.ru, givenName=Диана Геннадьевна,
sn=Безрукова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАДОУ № 22
на 2023-2024 учебный год

ГО Карпинск
2023

Рабочая программа воспитания
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде 1.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые
от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской
идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское
единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом
и культурном развитии многонационального народа России2.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным
ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России3.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
1

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063)
2
Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
3
Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).

Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом
выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок,
в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов
воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное
партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры,
библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом
его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,

особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося
сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание
чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего
населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детсковзрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в
его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель
социального направления воспитания – формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить
общий язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других
людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором
проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских
общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в
своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное
нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и

деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее
охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны
труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у
ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания
и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и
развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и
развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых
ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценки результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).

Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Ценности

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,

Направление
воспитания

Ценности

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Целевые ориентиры
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в

Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры
продуктивных видах деятельности.

Содержательный раздел Программы воспитания.
Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного
образования.
Уклад ДОО – это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного
персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного окружения ДОО.
Уклад включает:
цель и смысл деятельности ДОО, её миссию;
принципы жизни и воспитания в ДОО;
образ ДОО, её особенности, символику, внешний имидж;
отношение к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам ДОО;
ключевые правила ДОО;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО;
особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
(учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого
происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и
структурированность.
Воспитывающая среда включает:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.

в

Задачи воспитания
Поскольку в ДОО создан единый воспитательно-образовательный процесс, то в ней
комплексе решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи

педагогического процесса. Задачи по воспитанию базовых ценностей интегрируются с
воспитательными задачами, реализуемыми при реализации образовательных областей
(таблица 1).
Направления
Задачи
воспитания и
Образователь
Цель
Задачи
образовательных
базовые
ные области
областей
ценности
Патриотическ Формирование Формировать
Воспитывать
Социальноое
у ребёнка
«патриотизм
ценностное
коммуникатив
направление
личностной
наследника»,
отношения к
ное развитие
воспитания
позиции
испытывающего
культурному
В основе
наследника
чувство гордости за
наследию своего
лежат
традиций и
наследие своих предков народа, к
ценности
культуры,
(предполагает
нравственным и
«Родина» и
защитника
приобщение детей к
культурным
«Природа»
Отечества и
истории, культуре и
традициям России
творца
традициям нашего
(созидателя),
народа: отношение к
ответственного труду, семье, стране и
за будущее
вере)
своей страны
Формировать
«патриотизм
защитника»,
Приобщать к
Познавательно
стремящегося
е развитие
сохранить это наследие отечественным
(предполагает развитие традициям и
праздникам, к
у детей готовности
истории и
преодолевать
достижениям
трудности ради своей
родной страны, к
семьи, малой родины)
культурному
Воспитывать
наследию народов
«патриотизм
России
созидателя и творца»,
Воспитывать
устремленного в
будущее, уверенного в уважительное
отношение к
благополучии и
государственным
процветании своей
символам страны
Родины (предполагает
(флагу, гербу,
конкретные
гимну);
каждодневные дела,

направленные,
например, на
поддержание чистоты и
порядка, опрятности и
аккуратности, а в
дальнейшем - на
развитие всего своего
населенного пункта,
района, края, Отчизны
в целом).

Приобщать к
традициям и
великому
культурному
наследию
российского
народа

Художественн
о-эстетическое
развитие

Духовнонравственное
направление
воспитания
В основе
лежат
ценности
«Жизнь»,
«Милосердие
», «Добро»

Формирование
способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенс
твованию,
индивидуально
ответственном
у поведению

Развивать ценностносмысловую сферу
дошкольников на
основе творческого
взаимодействия в
детско- взрослой
общности
Способствовать
освоению
социокультурного
опыта в его культурноисторическом и
личностном аспектах

Воспитывать
Речевое
отношение к
развитие
родному языку
как ценности,
развивать умение
чувствовать
красоту языка,
стремление
говорить красиво
(на правильном,
богатом, образном
языке).

Социальное
направление
воспитания
В основе
лежат
ценности
«Человек»,
«Семья»,
«Дружба»,
«Сотрудничес
тво»

Формирование
ценностного
отношения
детей к семье,
другому
человеку,
развитие
дружелюбия,
умения
находить
общий язык с
другими

Способствовать
освоению детьми
моральных ценностей
Формировать у детей
нравственные качества
и идеалов
Воспитывать
стремление жить в
соответствии с
моральными
принципами и нормами
и воплощать их в своем

Содействовать
становлению
целостной
картины мира,
основанной на
представлениях о
добре и зле,
прекрасном и
безобразном,
правдивом и
ложном

Социальнокоммуникатив
ное развитие

людьми

поведении.
Воспитывать уважение
к другим людям, к
законам человеческого
общества.
Способствовать
накоплению у детей
опыта социальноответственного
поведения
Развивать
нравственные
представления,
формировать навыки
культурного поведения

Воспитывать
Познавательно
уважения к людям е развитие
–представителям
разных народов
России
независимо от
их этнической
принадлежности.

Способствовать
Речевое
овладению детьми развитие
формами речевого
этикета,
отражающими
принятые в
обществе правила
и нормы
культурного
поведения.

Создавать условия Художественн
для выявления,
о-эстетическое
развития и
развитие
реализации
творческого
потенциала
каждого ребёнка с
учётом его
индивидуальности
Поддерживать
готовности детей
к творческой
самореализации и
сотворчеству с
другими людьми
(детьми и
взрослыми).

Познавательн
ое
В основе
лежит
ценность
«Познание»

Физическое и
оздоровитель
ное
В основе
лежат
ценности
«Здоровье»,
«Жизнь»

Формирование
ценности
познания

Формирование
ценностного
отношения
детей к
здоровому
образу жизни,
овладение
элементарным
и
гигиеническим

Воспитывать
активность,
самостоятельност
ь, уверенности в
своих силах,
развивать
нравственные и
волевые качества
Воспитывать у ребёнка Воспитывать
стремление к истине,
отношение к
способствовать
знанию как
становлению целостной ценности,
картины мира, в
понимание
которой интегрировано значения
ценностное,
образования для
эмоционально
человека,
окрашенное отношение общества, страны
к миру, людям,
Воспитывать
природе, деятельности уважительное,
человека
бережное и
ответственное
отношения к
природе родного
края, родной
страны
Способствовать
приобретению
первого опыта
действий по
сохранению
природы.

Физическое
развитие

Формировать
целостную
картину мира на
основе
интеграции
интеллектуальног
о и эмоциональнообразного
способов его
освоения детьми
Способствовать
Развивать навыки
становлению
здорового образа
осознанного отношения жизни
к жизни как
Формировать у
основоположной
детей
ценности
возрастосообразн
Воспитывать
ых представлений
отношение здоровью
о жизни, здоровье
как совокупности
и физической
физического,
культуре

Художественн
о-эстетическое
развитие

Познавательно
е развитие

Физическое
развитие

и навыками и
правилами
безопасности

духовного и
социального
благополучия человека

Трудовое
В основе
лежит
ценность
«Труд»

Формирование
ценностного
отношения
детей к труду,
трудолюбию и
приобщение
ребёнка к
труду

Поддерживать
привычку к трудовому
усилию, к доступному
напряжению
физических,
умственных и
нравственных сил для
решения трудовой
задачи;
Воспитывать
стремление приносить
пользу людям

Эстетическое
В основе
лежат
ценности
«Культура» и
«Красота»

Становление у
детей
ценностного
отношения к
красоте

Воспитывать любовь к
прекрасному в
окружающей
обстановке, в природе,
в искусстве, в
отношениях, развивать
у детей желание и
умение творить

Способствовать
становлению
эмоциональноценностного
отношения к
здоровому образу
жизни, интереса к
физическим
упражнениям,
подвижным
играм,
закаливанию
организма, к
овладению
гигиеническим
нормам и
правилами.
Поддерживать
Социальнотрудовое усилие,
коммуникатив
формировать
ное развитие
привычку к
доступному
дошкольнику
напряжению
физических,
умственных и
нравственных сил
для решения
трудовой задачи
Формировать
способность
бережно и
уважительно
относиться к
результатам
своего труда и
труда других
людей.
Воспитывать
эстетические
чувства
(удивление,
радость,
восхищение,
любовь) к
различным
объектам и
явлениям
окружающего
мира (природного,
бытового,
социокультурного

), к
произведениям
разных видов,
жанров и стилей
искусства (в
соответствии с
возрастными
особенностями)
Приобщать к
традициям и
великому
культурному
наследию
российского
народа, шедеврам
мировой
художественной
культуры с целью
раскрытия
ценностей
«Красота»,
«Природа»,
«Культура»
Способствовать
становлению
эстетического,
эмоциональноценностного
отношения к
окружающему
миру для
гармонизации
внешнего мира и
внутреннего мира
ребёнка
Формировать
целостную
картину мира на
основе
интеграции
интеллектуальног
о и эмоциональнообразного
способов его
освоения детьми
Создавать условия
для выявления,
развития и
реализации
творческого
потенциала
каждого ребёнка с

учётом его
индивидуальности
Поддерживать
готовность детей
к творческой
самореализации

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы.
Успешная реализация образовательной программы обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями:
- признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть,
со всеми его индивидуальными проявлениями;
- проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка
уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
- решение образовательных задач с использованием как новых форм организации
процесса
образования
(проектная
деятельность,
образовательная
ситуация,
образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемнообучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и др.), так и
традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий);
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса в ОО, в том числе дошкольного и начального школьного уровней образования
(опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и
методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного
образования - формирование умения учиться);
- учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным
особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного
периода, социальной ситуации развития);
-создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды,
способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок
реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на
результатах педагогической диагностики (мониторинга);

- оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ на основе специальных психологопедагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих
получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования;
- совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов
родительского и профессионального сообщества;
- психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей
(законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и
укрепления их здоровья; вовлечение родителей (законных представителей) в процесс
реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников
образовательного процесса;
- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации образовательной программы в организации,
обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам,
родительского и профессионального сообществ;
- взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры,
физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой
образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон
взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;
- использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного
средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации;
- предоставление информации об образовательной программе семье, заинтересованным
лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- обеспечение возможностей для обсуждения образовательной программы, поиска,
использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в
информационной среде.
Кадровые условия реализации образовательной программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается квалифицированными
педагогическими работниками, наименование должностей, которые соответствуют
«Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность,
должностей
руководителей
образовательных
организаций», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.02.2022 № 225.
Необходимым условием является непрерывное сопровождение образовательной
программы педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего
времени ее реализации в организации и в дошкольной группе. Квалификация
педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным
характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №
761н.

Образовательная организация вправе применять сетевые формы реализации
образовательной программы или отдельных ее компонентов. Реализация образовательной
программы
ДО
обеспечивается
руководящими,
педагогическими,
учебновспомогательными, административно-хозяйственными работниками образовательной
организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими
вспомогательные функции.
Организация самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет
прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров,
распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию
методического и психологического сопровождения педагогических работников.
Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового
характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. При работе с детьми с
ОВЗ в группах комбинированной или компенсирующей направленности, в организации
должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогических и иных
работников, перечень и количество которых определяется «Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373.
В целях эффективной реализации образовательной программы в организации
созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров,
в т.ч. реализации права педагогических работников на получение дополнительного
профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств
организации.
Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и
бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает
хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и
перевозбуждение.
Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических
требований, условий реализации программы организации, потребностей участников
образовательных отношений. Основными компонентами режима в ДОО являются: сон,
пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая
деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием
пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в
определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые
характерные черты и особенности.
Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них
постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что
помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными
видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи,
прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче
всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и

правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это
необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Режим дня должен быть гибким,
однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами
пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну;
проведение ежедневной прогулки.
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование
самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми,
коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в
течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале
проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с
умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие
виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны
соответствовать требованиям, предусмотренным Санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее –
Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года
увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе,
образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно
пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также
индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения,
характер, темп деятельности и т. д.). Режим питания зависит от длительности пребывания
детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения», утвержденным
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
27 октября 2020 года № 32 (далее –СанПиН по питанию). Согласно пункту 183
Гигиенических нормативов организация может корректировать режим дня в зависимости
от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года.
Требования и показатели организации образовательного процесса
(извлечения из СанПиНа 1.2.3685-21 Таблицы 6.6, 6.7).
Показатель
Возраст
Норматив
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возраста
8.00
Окончание занятий, не позднее
все возраста
17.00

Продолжительность занятия
для детей дошкольного
возраста, не более

Продолжительность дневной
суммарной образовательной
нагрузки для детей
дошкольного возраста, не более

от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет

10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
20 минут
30 минут
40 минут
50 минут или 75 мин
при организации 1 занятия
после дневного сна 90
минут
10 минут

Продолжительность перерывов
все возраста
между занятиями, не менее
Перерыв во время занятий для
все возраста
2-х минут
гимнастики, не менее
Показатели организации образовательного процесса.
Продолжительность ночного
1–3 года
12 часов
сна не менее
4–7 лет
11 часов
Продолжительность дневного
сна, не менее
Продолжительность прогулок,
не менее
Суммарный объем
двигательной активности, не
менее
Утренний подъем, не ранее
Утренняя зарядка,
продолжительность, не менее

1–3 года
4–7 лет
Для детей до 7 лет

1 3 часа
2,5 часа
3 часа в день

все возраста

1 часа в день

все возраста
до 7 лет

7 ч 00 мин
10 минут

Приложение № 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Режим питания в зависимости от длительности пребывания детей в ДОО.
Время приема
Приемы пищи в зависимости от длительности пребывания
пищи
детей в дошкольной организации
8–10 часов
11–12 часов
24 часа
8.30-9.00
завтрак
завтрак
завтрак
10.30-11.00
второй завтрак
второй завтрак
второй завтрак
12.00-13.00
обед
обед
обед
15.30
полдник
полдник
полдник
18.30
ужин
ужин
21.00
второй ужин
Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Количество приемов пищи в зависимости
от режима функционирования организации и режима обучения.

Вид организации

Дошкольные
организации,
организации по
уходу и присмотру

Продолжительность,
либо время
нахождения ребенка в
организации
до 5 часов

8–10 часов
11–12 часов
круглосуточно

Количество обязательных приемов пищи

2 приема пищи (приемы пищи
определяются фактическим временем
нахождения в организации)
Завтрак, второй завтрак, обед и полдник
завтрак, второй завтрак, обед, полдник и
ужин
завтрак, второй завтрак, обед, полдник,
ужин, второй ужин

Организация может самостоятельно принимать решение о наличии второго завтрака и
ужина, руководствуясь следующими положениями СанПиН по питанию: 8.1.2.1.
При отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть
увеличена на 5% соответственно. 8.1.2.2.
При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и
«уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности
суточного рациона 30%.
Ниже приведены примерные режимы дня для детей разного возраста при 12-часовом
пребывании в образовательной организации, составленные с учетом Гигиенических
нормативов, СанПиН по питанию.
В распорядке учтены требования к длительности режимных процессов (сна,
образовательной деятельности, прогулки), количеству, времени проведения и
длительности обязательных приемов пищи (завтрака, второго завтрака, обеда, полдника,
ужина).
Режим сна, бодрствования и кормления детей от 0 до 1 года.
Возраст
Кормление
Бодрствование
Дневной сон
количество интервал час
длительность час
количество длительность
периодов
час
1–3 мес
7
3
1-1,5
4
1-1,5
3–6 мес
6
3,5
1-1,5
3-4
1-1,5
6–9 мес
5
4
2-2,5
3
1-1,5
9–12
4-5
4-4,5
2,2-3
2
2-2,5
мес

Примерный режим дня в группе детей от 1 года до 2-х лет.
Содержание
Время
1 год-1,5 года
1,5 лет-2 года
Холодный период года
Прием детей, осмотр, игры, утренняя
7.00-830
7.00-830
гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.00
8.30-9.00

Активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Подготовка ко сну, первый сон
Постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры
Занятия в игровой форме по подгруппам,
активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Подготовка к прогулке, прогулка
Подготовка к обеду, обед
Активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Занятие 1 (в игровой форме по подгруппам)
Занятие 2 (в игровой форме по подгруппам)
Подготовка ко сну, второй сон
Подготовка ко сну, сон, постепенный
подъем - 12.30-15.30
Постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры, полдник
Полдник
Активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Занятия в игровой форме по подгруппам
Подготовка к прогулке, прогулка,
возвращение с прогулки
Уход детей домой

9.00-9.30

9.00-9.30

9.00-9.30
9.30-12.00

-

-

9.30–9.40
9.50-10.00

12.30-13.00
13.00–14.30

10.00-11.30
11.30-12.30
-

13.00–13.10
13.20-13.30
13.50–14.00
14.10-14.20
14.30-16.00
-

-

12.30-15.30

16.00-16.30

-

16.30-18.30

15.30-16.00
16.00-17.00

-

16.00–16.10
16.20-16.30
16.30-17.30

-

до 17.30
Теплый период года.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя
7.00-8.30
гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.00
Подготовка к прогулке, прогулка,
9.00-10.00
возвращение с прогулки
Занятия в игровой форме по подгруппам,
активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Подготовка ко сну, первый сон,
10.00-12.30
постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры
Подготовка к обеду, обед
12.30-13.00
- Подготовка к прогулке, прогулка, активное
13.00–14.30
бодрствование детей (игры, предметная
деятельность и др.)

-

до 17.30
7.00-8.30
8.30-9.00
9.00-11.30
9.10–9.20
9.30-9.40
-

12.00-12.30
-

Занятие 1 (в игровой форме по подгруппам)
Занятие 2 (в игровой форме по подгруппам)
Возвращение с прогулки, водные
процедуры
- Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, оздоровительные и
гигиенические процедуры полдник
Подготовка к прогулке, прогулка
Занятия в игровой форме по подгруппам,
активное бодрствование детей (игры,
предметная деятельность и др.)
Уход детей домой

13.20–13.30
13.30–13.40
13.50–14.00
14.00-14.10
14.30–15.00

-

15.00-16.30
16.30–17.00

12.30-15.30
15.30-16.00

17.00-18.20
-

16.00-18.00
16.20–16.30
16.40-16.50

до 19.00

до 17.30

-

Примерный режим дня в группе детей от 2-х до 3-х лет.
Содержание
Время
Холодный период года
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность,
7.00-8.30
утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.00
Игры, подготовка к занятиям
9.00-9.30
Занятия в игровой форме по подгруппам
9.30–9.40
9.50-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка
10.00-11.30
Второй завтрак
10.30-11.00
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
11.30-12.00
детей
Подготовка к обеду, обед
12.00-12.30
Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем,
12.30-15.30
оздоровительные и гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
15.30-16.00
Занятия в игровой форме по подгруппам
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная
деятельность детей
Уход детей домой
Теплый период года
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак

16.00–16.10
16.10–16.20
16.30-17.30
до 17.30
7.00-8.30
8.30-9.00

Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей,
занятия в игровой форме по подгруппам
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем,
оздоровительные и гигиенические процедуры
Полдник
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная
деятельность детей, занятия в игровой форме по
подгруппам
Уход детей домой

9.00-9.30
9.30–11.30
9.40–9.50
9.50–10.00
11.30.-12.00
12.00-12.30
12.30-15.30
15.30-16.00
16.00–18.00
16.20–16.30
16.30-16.40
До 17.30

Примерный режим дня в дошкольных группах.
Содержание
3—4 года
4—5 лет
5—6 лет
Холодный период года
Утренний прием детей, игры,
7.00-8.30
7.00-8.30
7.00-8.30
самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика (не менее
10 минут)
Завтрак
8.30-9.00
8.30-9.00
8.30-9.00
Игры, подготовка к занятиям
9.00-9.20
9.00-9.15
9.00-9.15
Занятия (включая гимнастику в
9.20-10.00
9.15-10.05
9.15-10.15
процессе занятия -2 минуты,
перерывы между занятиями, не
менее 10 минут)
Подготовка к прогулке,
10.00–12.00 10.05–12.00 10.15-12.00
прогулка, возвращение с
прогулки
Обед
12.00-13.00
12.00-13.00 12.00-13.00
Подготовка ко сну, сон,
13.00-15.30
13.00-15.30 13.00-15.30
постепенный подъем детей,
закаливающие процедуры
Полдник
15.30-16.00
15.30-16.00 15.30-16.00
Занятия (при необходимости)
16.00-16.25
Игры, самостоятельная
16.00-17.00
16.00-17.00 16.00-17.00
деятельность детей
Подготовка к прогулке,
17.00-17.30
17.00-17.30 17.00-17.30
прогулка, самостоятельная
деятельность детей
Уход домой
до 17.30
до 17.30
до 17.30
Теплый период года
Утренний прием детей, игры,
7.00-8.30
7.00-8.30
7.00-8.30
самостоятельная деятельность,

6—7 лет
7.00-8.30

8.30-9.00
9.00-10.50

10.50-12.00

12.00-13.00
13.00-15.30

15.30-16.00
16.00-17.00
17.00-17.30

до 17.30
7.00-8.30

утренняя гимнастика (не менее
10 минут)
Завтрак
Игры, самостоятельная
деятельность
Второй завтрак
Подготовка к прогулке,
прогулка, занятия на прогулке,
возвращение с прогулки
Обед
Подготовка ко сну, сон,
постепенный подъем детей,
закаливающие процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная
деятельность детей
Подготовка к прогулке,
прогулка, самостоятельная
деятельность детей
Уход домой

8.30-9.00
9.00-9.20

8.30-9.00
9.00-9.20

8.30-9.00
9.00-9.20

8.30-9.00
9.00-9.20

10.30-11.00
9.20-12.00

10.30-11.00
9.20-12.00

10.30-11.00
9.20-12.00

10.30-11.00
9.20-12.00

12.00-13.00
13.00-15.30

12.00-13.00
13.00-15.30

12.00-13.00
13.00-15.30

12.00-13.00
13.00-15.30

15.30-16.00
16.00-17.00

15.30-16.00
16.00-17.00

15.30-16.00
16.00-17.00

15.30-16.00
16.00-17.00

17.00-17.30

17.00-17.30

17.00-17.30

17.00-17.30

до 17.30

до 17.30

до 17.30

до 17.30

Согласно пункту 2.10 Санитарно-эпидемиологических требований к организации
образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
- Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья.
- При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим
дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за
осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
- Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные
мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом
возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
- Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на
спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах.
- Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом
воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни
занятия физической культурой должны проводиться в зале.
Федеральный календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы (далее — План) разрабатывается в свободной
форме с указанием: содержания дел, событий, мероприятий; участвующих дошкольных
групп; сроков, в том числе сроков подготовки; ответственных лиц. При формировании

календарного плана воспитательной работы Организация вправе включать в него
мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны
проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и
психоэмоциональных особенностей воспитанников.
Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных
дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО.
Январь: 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Февраль: 8 февраля:
День российской науки 21 февраля:
Международный день родного языка 23 февраля:
День защитника Отечества
Март:
8 марта: Международный женский день
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра
Апрель:
12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника
Земли
22 апреля: Всемирный день Земли
30 апреля: День пожарной охраны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда
9 мая: День Победы
19 мая: День детских общественных организаций России
24 мая: День славянской письменности и культуры
Июнь:
1 июня: Международный день защиты детей
5 июня: День эколога
6 июня: День русского языка, день рождения великого русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина (1799-1837)
12 июня: День России
22 июня: День памяти и скорби
Третье воскресенье июня: День медицинского работника
Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности
30 июля: День Военно-морского флота
Август:
2 августа: День Воздушно-десантных войск
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации
Сентябрь: 1 сентября: День знаний 7 сентября: День Бородинского сражения
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
Международный день музыки
5 октября: День учителя
16 октября: День отца в России
28 октября: Международный день анимации

Ноябрь:
4ноября: День народного единства
10 ноября: День сотрудника внутренних дел Российской федерации
27 ноября: День матери в России
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации
Декабрь:
3декабря: День неизвестного солдата;
Международный день инвалидов 5 декабря:
День добровольца (волонтера) в России 8 декабря:
Международный день художника 9 декабря:
День Героев Отечества
12 декабря: День Конституции Российской Федерации
31 декабря: Новый год.
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами,
юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами
Организации, документами Президента РФ, Правительства РФ, перечнями
рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения РФ, методическими
рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; компоненты
среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и
безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и
совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту
знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского
народа.
Социальное партнерство.
Одним из условий непрерывного образования ребенка является сотрудничество ДОО
с учреждениями города: детские сады, городской дворец культуры, детский

оздоровительно-образовательный центр, краеведческий музей, библиотека, школа
искусств, Карпинский спортивно-оздоровительный комплекс, детско-юношеская
спортивная школа.
Организационный раздел Программы воспитания.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия
(отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности
российского общества. В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных
категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально
уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее),
одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого
ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы следующие условия, обеспечивающие достижение целевых
ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с
особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности
ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и
образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности,
но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила
должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».