Дополнения к ОП МАДОУ 22 (вариативная часть)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Орлёнок»
624930, Свердловская область, город Карпинск, ул. Свердлова, 5
http://sad22.karpinsk-edu.ru

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
МАДОУ № 22
Протокол от «30» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ № 22
________________ Д.Г. Безруковой
Приказ от «30» августа № 143-д
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22
"ОРЛЁНОК"
DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Свердлова 5, l=Карпинск,
title=Заведующий, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК",
1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138,
1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931,
1.2.643.100.4=120A36363134303034383031,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631373033383230383134,
email=sad22@ekarpinsk.ru, givenName=Диана Геннадьевна,
sn=Безрукова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК"

Дополнения к основной общеобразовательной
программе – образовательная программа дошкольного
образования
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 22
«Орлёнок»

ГО Карпинск, 2023 г

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
образования.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы образования определены в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными
особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и
обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной
деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
Вариативная часть программы построена на реализации образовательной программы
дошкольного образования «СамоЦвет». https://сад22.екарпинск.рф/org-info/educationprogram?id=89
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение равенства возможностей для
каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
формирование основ базовой культуры личности, развитие психофизиологических
особенностей и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе в ходе освоения
традиционными и инновационными социальными и культурными практиками,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели достигаются через решение следующих задач, сообразных федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО), отражающих концептуальные основы Программы:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия (культурная практика здоровья; двигательная культурная
практика, сенсомоторная практика);
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика
игры и общения);
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром
(культурная практика игры и общения; культурная практика самообслуживания и
общественно-полезного труда);
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества (духовно-нравственная культурная
практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
• формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
5
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика
безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая
культурная практика, культурная практика самообслуживания и общественно-полезного
труда; культурная практика познания);
• формирование социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным и
индивидуальным
особенностям
детей
(культурная
практика
безопасности
жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика,
культурная практика литературного детского творчества; культурная практика
музыкального детского творчества; культурная практика изобразительного детского
творчества; культурная практика театрализации; культурная практика здоровья;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей (культурная практика здоровья; двигательная культурная
практика; сенсомоторная культурная практика; духовно-нравственная культурная
практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования (все виды культурных практик).
Цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
1. Содействовать дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширению
арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов получения
информации; обучению доступным способам фиксирования информации – свойств и
признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью
рисунка, знака, слова, схемы, модели.
2. Обеспечить поддержку инициативы в познании окружающего мира (целостного образа
предметов, явлений, событий, отношений), активности в речевом общении.
3. Содействовать формированию опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации).
4. Способствовать развитию навыков самоорганизации, соорганизации, понимания
других, презентации совместных действий.
5. Способствовать формированию навыка элементарного саморегулирования активности.
6. Стимулировать развитие различных форм речевого творчества.
7. Обеспечить развитие двигательных умений и навыков; стимулировать интерес к
разным видам двигательной активности; формировать опыт участия в спортивной жизни
(образовательной организации, города(села), страны).
8. Воспитывать привычки здорового образа жизни.
9. Способствовать развитию двигательных умений и навыков, физических качеств (силы,
ловкости, выносливости, быстроты и др.)
Основной образовательной программой «СамоЦвет» предложены следующие виды
культурных практик:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Духовно-нравственная культурная практика;
2. Культурная практика безопасности жизнедеятельности;
3. Культурная практика игры и общения;
4. Культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда;
Образовательная область «Познавательное развитие»
5. Культурная практика познания;
6. Сенсомоторная культурная практика;
7. Культурная практика конструирования;
Образовательная область «Речевое развитие»
8. Речевая культурная практика;
9. Культурная практика литературного детского творчества;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
10. Культурная практика музыкального детского творчества;
11. Культурная практика изобразительного детского творчества;
12. Культурная практика театрализации;
Образовательная область «Физическое развитие»
13. Культурная практика здоровья;
14. Двигательная культурная практика
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
К семи годам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах

детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
• ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и
прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет
основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Образовательная
область
/
Модуль
образовательной
деятельности
«Социальнокоммуникативное
развитие»

«Познавательное
развитие»
«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое развитие
«Физическое развитие»

Содержательная линия культурной практики
Возрастная категория детей
Дошкольный возраст
1. «Духовно-нравственная культурная практика»
2. «Культурная практика безопасности жизнедеятельности»
3. «Культурная практика игры и общения»
4. «Культурная практика самообслуживания и общественнополезного труда»
5. «Культурная практика познания»
6. «Сенсомоторная культурная практика»
7. «Культурная практика конструирования»
8. «Речевая культурная практика»
9. «Культурная практика литературного детского творчества»
10. «Культурная практика музыкального детского творчества
11. «Культурная практика изобразительного детского
творчества»
12. «Культурная практика театрализации»
13. «Культурная практика здоровья
14. «Двигательная культурная практика»

Основные задачи социально-коммуникативного развития детей
1. Обеспечить приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
2. Способствовать присвоению ребенком моральных, нравственных норм и ценностей,
принятых в обществе.
3. Способствовать развитию эмоционального и социального интеллекта, общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
4. Обеспечить формирование у ребенка уважительного отношения и чувства
принадлежности своей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в
образовательной организации, гендерной идентичности.
5. Способствовать формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения
ребенка к разным видам труда и творчества.
6. Способствовать становлению у ребенка самостоятельности, целенаправленности и
способности к регуляции собственных действий.
7. Обеспечить формирование основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме,
природе.
8. Создать условия для начальной информационной социализации детей.
Основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
четвертого – седьмого (восьмого) года жизни:
1. Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе и другим
людям, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого
разнообразия.
2. Создать условия для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми,
предоставления возможности принимать участие в различных событиях, планировать
совместную деятельность.
3. Создать условия для свободной игры ребенка (сюжетно-ролевой, дидактической,
развивающей компьютерной игре и других игровых формах), поддержки творческой
импровизации в игре.
4. Способствовать освоению ребенком этических правил и норм поведения безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
5. Способствовать применению освоенных ребенком знаний, способов деятельности,
поведения для решения новых эмоциональных проблем, личностных и социальных задач,
поставленных как взрослым, так и самим ребенком, умение преобразовывать способы
решения проблем и предлагать свои варианты.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 3–4 ЛЕТ
Младший дошкольный возраст (к 4 годам) Складывается психологический портрет
личности, в котором важная роль принадлежит познавательному развитию (это возраст
«почемучек»), а также креативности. Социальное развитие ребенка к концу младшего
дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении,
особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает
различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие
средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше
ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние
близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. Познавательное
развитие характеризуется высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки»
интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в

живой и неживой природе, происхождением человека и т. д.), профессиональной
деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и
элементарного планирования своей деятельности. В области овладения родным языком
для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами. Физическое
развитие связано с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических
процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию
движений. Эмоциональность ребенка отличается многообразием способов выражения
своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить
сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в
соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца
(соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни,
правила игры и т. д.). Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах
детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также
в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях
различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала
и т. д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении
сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами,
звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.
Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых
игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к
взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной
деятельности. Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании
(одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по
столовой, уход за растениями и животными), организации предметной среды для
самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных
продуктивных видах деятельности. Свобода поведения выражается в стремлении
совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства,
партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы
позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным. Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще не давно
такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление
настоять на своем требовании, упорство осуществление своих целей. Это свидетельствует
о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в
направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием.
Содержательная линия «Духовно-нравственная культурная практика»
Стр.55-57
Содержательная линия «Культурная практика игры и общения»
Стр.57-59
Содержательная линия «Культурная практика самообслуживания и общественнополезного труда».
Стр. 59-62
Содержательная линия «Культурная практика безопасности жизнедеятельности».
Стр.62-65.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ
Средний дошкольный возраст В возрасте 4–5 лет у детей происходит активизация
познавательного интереса к явлениям окружающего мира, выходящим за рамки
непосредственного опыта. Появляется обостренная потребность в уважении своих
интересов; повышенная чувствительность к реакции взрослого, связанная с

неуверенностью ребенка, впервые вступающего в область умозрительных рассуждений
(развитие образного мышления) и теряющего привычную опору на наглядность.
Появляется яркость фантазий, размывание границ между реальностью и вымыслом;
стремление к обособлению своих игровых территорий.
Содержательная линия «Духовно-нравственная культурная практика».
Стр.65-68
Содержательная линия «Культурная практика игры и общения».
Стр.68-71
Содержательная линия «Культурная практика игры и общения».
Стр. 71-74
Содержательная линия «Культурная практика безопасности жизнедеятельности».
75-77
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 5–6 ЛЕТ.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
В возрасте 5–6 лет дети продолжают осваивать мир окружающих людей, который к концу
дошкольного периода как бы распадается на два круга: • близкие люди, сиблинги,
родители или лица, их замещающие (отношения с ними определяют отношения ребенка
со всем остальным миром); • сверстники, педагоги и другие люди (отношения с ними
опосредованы особенностями отношений в первом круге общения). Развивается
способность к саморегуляции, появляется возможность управлять своим поведением,
чувствами в игровой деятельности. Эмоции становятся «умными» (Д. Б. Эльконин) и
начинают выполнять регуляторную функцию и функцию предкогнитивной оценки. Дети
овладевают разными способами экспрессивного выражения своих переживаний и чувств.
Проявляют социальные чувства: желание помочь другим, любознательность,
доброжелательность,
эстетические
переживания.
Приоритетными
становятся
познавательные мотивы, мотивы делового сотрудничества. Могут выделять наиболее
важные для текущего момента потребности и мотивировать необходимость их
удовлетворения (устанавливаются первые иерархические отношения мотивов).
Происходит формирование начальной коммуникативной компетентности, формирование
адекватной самооценки и уверенности в своих силах, развитие способности осуществлять
моральный выбор и нести ответственность за свои слова и действия. Происходит развитие
начальных форм самостоятельности мышления, произвольной саморегуляции в игровой
деятельности. В этом возрасте происходит осознание себя как члена своей семьи,
представителя своего пола, национальности и гражданина своего государства.
Формирование культуры
трудовой
деятельности, овладение элементарными
рациональными трудовыми навыками и ознакомление с творческими профессиями.
Развитие креативности в процессе формирования дивергентного (многовариантного
мышления) и освоения специальных приемов воображения (гиперболизация или
приуменьшение признака, акцентирование, комбинирование и т. д.). Овладение навыками
безопасного поведения на улице, в транспорте и общественных местах, овладение
навыками работы с электронными устройствами (интерактивной доской, сканером и
принтером); с принципами использования программы подготовки презентаций, овладение
навыками использования компьютерных развивающих программ и игр.
Содержательная линия «Духовно-нравственная культурная практика».
Стр. 79-82
Содержательная линия «Культурная практика игры и общения».
Стр.83-85
Содержательная линия «Культурная практика самообслуживания и общественнополезного труда».
Стр. 85-88

Содержательная линия «Культурная практика безопасности жизнедеятельности».
Стр.88-91
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 6–7 ЛЕТ
Подготовительный к школе возраст
В возрасте 6–7 лет происходит изменение статуса ребенка в (самые старшие
воспитанники). Сознательная или стихийная перестройка отношения окружающих к
ребенку как к будущему школьнику. Наличие противоречия между новыми
познавательными потребностями ребенка и невозможностью их удовлетворения в
сюжетно-игровой деятельности. Наличие психологических новообразований: потребность
в реализации общественно значимой деятельности (обучение в школе); потребность
вхождения в новую социальную общность; осознание и обобщение собственных
переживаний; формирование внутренней позиции школьника; обобщение собственного
переживания; осмысленность собственных эмоций; иерархия мотивов; опосредованность
взаимоотношений
определенными
правилами;
формирование
произвольности
психических процессов и поведения. Признаки кризиса 6–7 лет: повышенная
утомляемость;
раздражительность;
демонстративность
(нарочитые
элементы,
манерничанье, кривлянье); капризность; вспышки гнева; замкнутость; агрессивность или,
наоборот, излишняя застенчивость; повышенная тревожность (ребенок играет роль шута
среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями,
старается им угодить, чрезмерно вежлив); завышенная или заниженная самооценка;
наличие странных немотивированных действий (различие внутренней и внешней стороны
личности); утрата детской непосредственности и спонтанности поведения и общения;
нарушение выполняемых ранее правил и общественных норм; отрицание непререкаемого
авторитета родителей и педагога ДОО; яростное отстаивание своего мнения; актуализация
страхов. Сущностью этого кризисного периода является адаптация ребенка к новой
ситуации социального развития, связанной с появлением новой потребности в уважении к
себе как к значимому члену общества, осуществляющему общественно полезную
деятельность и имеющему свои обязанности. Результатом прохождения кризисного
периода является формирование интегративной готовности к обучению в школе.
Содержательная линия «Духовно-нравственная культурная практика».
Стр. 92-95
Содержательная линия «Культурная практика игры и общения».
Стр.95-98
Содержательная линия «Культурная практика самообслуживания и общественнополезного труда».
Стр.98-102
Содержательная линия «Культурная практика безопасности жизнедеятельности»
102-105
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основные задачи познавательного развития ребенка
1. Обеспечить поддержку и развитие любознательности, познавательной активности,
познавательных способностей ребенка.
2. Создать условия для развития представлений ребенка в разных сферах знаний об
окружающей действительности, в том числе в виртуальной среде, о возможностях и
рисках Интернета.
3. Обеспечить развитие математических способностей и получение первоначальных
представлений о значении для человека счета, чисел, знания о форме, размерах, весе
окружающих предметов, времени и пространстве, используя ситуации не только в
организованных формах обучения, но и в повседневной жизни для математического
развития.

4. Создать условия для развития познавательного интереса, познавательных действий
ребенка, самостоятельности в исследовательской, поисковой деятельности в социальном и
природном мире.
Основные задачи познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте
1. Обеспечить развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации,
познавательных действий в различных видах деятельности.
2. Создать условия для развития продуктивного воображения и творческой активности в
процессе решения познавательных задач.
3. Обеспечить формирование сенсорной культуры, культуры познания, ценностей
познания.
4. Создать условия для формирования первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В младшем дошкольном возрасте ребенок во многом находится во власти внешнего
предметного поля, и его действия во многом зависят от окружающих его вещей (дома, во
дворе, в детском саду). Тем самым, особую роль в его развитии приобретает развивающая
предметно-пространственная среда. Стремительное психофизиологическое развитие в
сочетании с растущей познавательной инициативой обеспечивает все возрастающую
дифференциацию восприятия и моторных функций. Предметное окружение, состоящее из
предметов, оптически привлекательных и с очевидными физическими свойствами
являются основным субстратом, направляющим и наполняющим его деятельность.
Группировка объектов с ориентацией на одно, а затем и на несколько свойств, парное
соотнесение, соотнесение целого и его частей, выстраивание причинно-следственных
связей с однозначной зависимостью эффекта от действия, действия с песком и водой,
несложные орудийные действия составляют основной удельный вес в познавательноисследовательской деятельности ребенка.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ
РЕБЕНКА 3–4 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика познания»
Стр.112-116
Содержательная линия «Культурная практика конструирования»
Стр.116-121
Содержательная линия «Сенсомоторная культурная практика»
Стр. 121-123

ПРАКТИК

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
В данном возрасте деятельность ребенка в целом начинает определяться словесно
выраженным замыслом. Благодаря речи, ребенок начинает освобождаться от ситуативной
связанности внешним предметным полем. Действия исследовательского характера
сопровождают любую его практическую деятельность (игру, исследование, рисование),
выступая в качестве первичной ориентировки в качествах нового материала. В тоже
время, в деятельности ребенка начинает вычленяться одна из составляющих
познавательно-исследовательской деятельности как таковой, заключающаяся в
стремлении узнать о результате того или иного воздействия на объект. Интерес детей к

специальным предметам, с дифференцированными и отчетливо выделенными отдельными
признаками в значительной степени ослабевает. Для ребенка более привлекательными
становятся природные объекты, нежели специально изготовленные материалы. Тем
самым, сенсорная и орудийная составляющая исследовательской деятельности в
значительной степени перетекает в игровые, продуктивные и бытовые виды деятельности,
осмысленный результат которых становится более привлекательным для ребенка, чем
действия с дидактическими материалами.
Специальные материалы для дифференцировки различных типов, становятся все
сложнее, и предполагают способность ребенка одновременно оперировать несколькими
признаками во внутреннем плане. Большее значение приобретает образно-символический
материал (рисунки, открытки, фотографии и пр.), позволяющий ребенку расширить
представления об окружающем мире и вместе с тем дающий стимул к поиску более
сложных оснований для классификации объектов и явлений.
Большую роль приобретают такие классические средства развития мышления ребенка, как
различные лото и домино, позволяющие эффективно интегрировать познавательную
деятельность с такой культурной практикой, как игра с правилами. Различные материалы,
объединяемые в педагогической практике под общим названием «настольно-печатные
игры»: графические головоломки, лабиринты и др. выполняют большую роль в развитии
умственных способностей детей, сохраняя, вместе с тем, мотивационную составляющую
деятельности. Появляется в окружении и деятельности ребенка нормативно-знаковый,
символический материал: изображения букв и цифр, которые, пока еще на образном
уровне представления знакомят ребенка с традиционными для человеческой культуры
знаками. Непосредственная роль взрослого в активизации познавательноисследовательской деятельности ребенка становится все больше.
Вербальные формы исследования приобретают, в связи с развитием речи, все большее
значение в деятельности ребенка, и основным источником ответов на его вопросы
являются взрослые. В образовательной деятельности и быту взрослый расширяет
представления о способах соотнесения друг с другом свойств предметов окружающего
мира, о способах представления различных количественных характеристик их величины,
что является фундаментом начальных математических представлений ребенка. Огромную
роль в реализации познавательной инициативы выполняют взрослые в семье и в детском
саду. Ответ на вопрос, непринужденная беседа, направляющая внимание ребенка на тот,
или иной важный нюанс, и которые представляют собой важнейшие средства развития
мышления ребенка, не могут быть реализованы лишь в аспекте его самостоятельной
деятельности в рамках авто дидактической предметной среды.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика познания»
Стр.126-131
Содержательная линия «Культурная практика конструирования»
Стр. 131-136
Содержательная линия «Сенсомоторная культурная практика»
Стр. 136-139
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность
осуществляется ребенком во всей полноте и включает все психические средства ее
осуществления – восприятие, мышление, речь. Познавательная активность ребенка
смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Тем
самым, особую роль в познании начинает играть словесный анализ-рассуждение. Кроме
значительного расширения представлений об окружающем, качественный скачок
происходит и в средствах упорядочивания полученных знаний – с уровня практического,

буквального действия на уровень символического обобщения (схематизация). Изменяется
и мотивационная составляющая деятельности. На смену процессуальным включениям
познавательной активности в другие культурные практики, познавательноисследовательская деятельность проявляется как отдельная, целенаправленная форма
активности, со своими специфическими мотивами и целями.
Основные задачи познавательного развития ребенка шестого года жизни
1. Создать условия для развития у детей познавательных представлений о многообразии
предметов, явлений окружающего мира, времени, пространстве, знаково-символических
средствах, о себе, человеке.
2. Обеспечить формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения,
анализа и дифференциации информации: анализ свойств объектов окружающего мира –
внешний и причинный; восприятие и анализ информации; действие по инструкции.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 5–6 ЛЕТ
Содержательная линия образования «Культурная практика познания»
Стр.140-145
Содержательная линия образования «Культурная практика конструирования»
Стр.145-150
Содержательная линия образования «Сенсомоторная культурная практика»
Стр. 150-154
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
Задачи познавательного развития
1. Создать условия для развития интересов ребенка, любознательности и познавательной
мотивации;
2. Способствовать формированию познавательных действий, становлению сознания
ребенка, развитию воображения и творческой активности.
3. Создать условия для формирования первичных представлений ребенка о себе, других
людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части
и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
4. Обеспечить развитие математического мышления, через освоение математического
содержания окружающего мира.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 6–7 ЛЕТ
Содержательная линия образования «Культурная практика познания»
Стр. 155-159
Содержательная линия образования «Культурная практика конструирования»
Стр.159-163
Содержательная линия образования «Сенсомоторная культурная практика»
Стр. 164-167

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Основные задачи речевого развития:
1. Стимулировать речевое развитие ребенка (диалогическое, монологическое),
способствовать формированию умения вступать в коммуникацию с другими людьми,
умения слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным
откликом, адекватными эмоциями.
2. Создать условия для формирования и развития звуковой культуры речи, образной,
интонационной, грамматической сторон речи, фонематического слуха ребенка.
3. Обеспечить приобщение ребенка к культуре чтения литературных произведений.
4. Способствовать развитию словотворчества, речевого творчества ребенка.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7(8) ЛЕТ)
Задачи образовательной деятельности ребенка четвёртого года жизни
1. Обеспечить формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствования
разных сторон речи ребенка.
2. Создать условия для налаживания игрового и речевого взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками.
3. Обеспечить накопление словарного запаса, обогащение речи смысловым содержанием.
4. Создать условия для освоения грамматического строя речи ребенка в процессе развития
связной диалогической и монологической речи.
5. Создать условия для подведения ребенка к элементарной поисковой деятельности в
сфере языка и речи.
6. Обеспечить развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение
гласных и простых согласных звуков.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 3–4 ЛЕТ
Содержательная линия образования «Речевая культурная практика»
170-174
Содержательная линия образования «Культурная практика литературного детского
творчества»
Стр. 174-176
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4–5 лет)
Основные задачи образовательной деятельности (пятый год жизни ребенка)
1. Обеспечить развитие речи ребенка как средства общения и культуры.
2. Способствовать развитию речевого взаимодействия ребенка с взрослым,
диалогического общения со сверстниками.
3. Создать условия для расширения активного словаря ребенка, правильного понимания и
употребления слов, развития грамматически правильной диалогической и монологической
речи.
4. Способствовать стимулирование словесного творчества ребенка, экспериментирования
со структурой предложения.
5. Обеспечить развитие у ребёнка правильного произношения, фонематического
6. Обеспечить развитие у ребенка правильного произношения, фонематического
восприятия, умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ
РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ
Содержательная линия образования «Речевая культурная практика»
Стр. 177-182

ПРАКТИК

Содержательная линия образования «Культурная практика литературного детского
творчества»
Стр.182-184
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5–6 лет)
Основные задачи образовательной деятельности ребенка шестого года жизни ребенка
1. Создать условия для развития речи как средства общения и культуры.
2. Способствовать налаживанию диалогического общения ребенка со сверстниками,
умения пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими,
пантомимическими (с учетом конкретной ситуации).
3. Обеспечить обогащение, уточнение и активизацию словаря, работу над смысловой
стороной речи.
4. Создать условия для развития грамматически правильной диалогической и
монологической речи; звуковой и интонационной культуры речи, представлений о
словесном составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКИ
РЕБЕНКА 5–6 ЛЕТ
Содержательная линия образования «Речевая культурная практика»
Стр. 185-189
Содержательная линия «Культурная практика литературного детского творчества»
Стр. 189-192
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
Задачи образовательной деятельности ребенка седьмого (восьмого) года жизни
1. Создать условия для развития речи как средства общения и культуры, как средства
обмена чувствами, налаживания взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2. Способствовать формированию умений ребенка формулировать мысли через слово.
3. Обеспечить расширение и обогащение активного словарного запаса ребенка,
продолжения работы над смысловой стороной речи, развития речевого творчества.
4. Создать условия для формирования у ребенка грамматически правильной
диалогической и монологической речи, совершенствования всех сторон звуковой
культуры речи: фонематического восприятия, звукопроизношения и дикции,
интонационной стороны речи; звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 6–7(8) ЛЕТ
Содержательная линия образования «Речевая культурная практика»
Стр. 193-196
Содержательная линия образования «Культурная практика литературного детского
творчества»
Стр. 196-199

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
Основные задачи художественно-эстетического развития
1. Способствовать развитию у ребенка интереса к эстетической стороне действительности,
ознакомлению с разными видами и жанрами искусства (музыкального, изобразительного,
театрализованного), в том числе народного творчества.
2. Создать условия для развития способности ребенка к восприятию музыки,
музыкального фольклора, изобразительного искусства.
3. Обеспечить приобщение ребенка к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и
самостоятельности в воплощении художественного замысла.
4. Обеспечить ознакомление ребенка с языковыми средствами (мимики, пантомимы,
интонации, передачи характера, переживания, настроения персонажей) театрализованной
деятельности.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные задачи художественно-эстетического развития ребенка
1. Создание условий для развития у детей интереса к эстетической стороне
действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества.
2. Обеспечить развитие способности ребенка к восприятию музыки, художественной
литературы, фольклора.
3. Обеспечить приобщение ребенка к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и
самостоятельности в воплощении художественного замысла.
4. Обеспечить освоение ребенком языковых средств, средств мимики, пантомимы,
интонации, передачи характера, переживания, настроения персонажей в театрализованной
и др. видах деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 3–4 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика детского изобразительного творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Знакомить с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании, в
лепке, аппликации.
2. Содействовать целеполаганию в продуктивной деятельности.
3. Знакомить с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
4. Содействовать проявлению эмоциональной отзывчивость на красоту окружающего
мира. Стр.203-206
Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать у детей эмоционально-положительную установку к различным видам
музыкальной деятельности.
2. Обогащать внутренний мир детей, их нравственные чувства яркими музыкальными
впечатлениями, стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в
музыкальной деятельности в процессе восприятия музыки.
3. Развивать коммуникативные способности детей в музыкальных играх, приучать
действовать сообща, уступая друг другу.
Стр.207-210
Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности»

Задачи образовательной деятельности
1. Подводить детей к созданию выразительного образа, прививать навыки отображения
различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
2. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой
деятельности. 3. Знакомить детей с видами театров, основами актёрского мастерства .
Стр.210-213

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 4–5 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика детского изобразительного творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Помогать ребенку овладеть разными способами достижения целей.
2. Создать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности.
3. Знакомить с жанрами изобразительного искусства.
4. Содействовать накоплению эстетических впечатлений об окружающем мире.
Стр.213-217
Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение в
процессе различных видов музыкальной деятельности к сверстнику: радоваться успеху
других детей при исполнении песен, танцев, гордиться собственным умением, помогать
другим детям в овладении способами, приемами музыкально-творческой деятельности, по
отношению к сверстникам быть вежливым, внимательным, заботливым, проявлять
сострадание.
2. Формировать умение осознанно слушать музыкальные пьесы разного характера,
запоминать их, высказывать свои впечатления.
3. Различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
определять по тембру звучание инструментов.
Стр.217-220
Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности»
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Пополнять и активизировать словарь детей.
3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности,
формировать интонацию и выразительность речи.
Стр. 220-223
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 5–6 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика детского изобразительного творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Побуждать детей экспериментировать с разными материалами, применять на практике
для создания художественного образа.
2. Познакомить детей с разными техниками рисования; поощрять воображение и
творчество детей.
3. Проявлять эстетические чувства, эмоции, формировать эстетический вкус, эстетическое
восприятие произведений искусства, учить выделять их выразительные средства.
4. Познакомить с разнообразными видами прикладного искусства.
5. Поощрять интерес к созданию выставок, экспозиций.
Стр. 224-228

Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей потребность в восприятии и освоении нового музыкального
репертуара (песенного, танцевального, игрового).
2. Формировать способность к самовыражению в процессе музыкально-творческих игримпровизаций.
3. Формировать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную
отзывчивость на художественный образ, умение самостоятельно определять настроение,
характер музыкального произведения.
Стр.228-231
Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности»
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать осознанное отношение к исполнению роли в театрализованном
представлении. 2. Развивать выразительность речи, мимики, пластики, творческие
способности.
3. Продолжать формировать культуру поведения на сцене.
4. Развивать артистические способности детей средствами театрального искусства.
Стр.231-235
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 6–7 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика детского изобразительного творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Самостоятельно создавать выставки, экспозиции.
2. Побуждать детей экспериментировать с разными материалами, применять на практике
для создания художественного образа.
3. Познакомить детей с разными техниками рисования; поощрять воображение и
творчество детей.
4. Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей
действительности.
5. Воспитывать ценность культурного досуга.
Стр. 235-239
Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества»
Задачи образовательной деятельности
1. Заложить основы гармонического развития детей (развитие слуха, внимания, движения,
чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
2. Формировать потребность в слушании классической музыки. Побуждать желание знать
лучших отечественных и зарубежных композиторов и их произведения.
3. Содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на выразительные
(изобразительные) особенности музыки, проявлению эмоций при выполнении
музыкально-творческих заданий.
Стр.239-242
Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности»
Задачи образовательной деятельности
1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей
средствами театрального искусства.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя для этого игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также

импровизацию на детских музыкальных инструментах. Передавать настроение, характер
музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол, создавая яркий образ
героя.
3. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас,
обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное
произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над
интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и
монологическую форму речи. 4. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих
лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать
стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа
персонажа.
Стр.242-244
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основные задачи физического развития:
1. Обеспечить приобретение опыта двигательного опыта, совершенствования
двигательной активности и саморегуляции в двигательной сфере.
2. Создать условия для развития представлений о своем теле и его физических
возможностях.
3. Обеспечить формирования начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами.
4. Обеспечить становление у ребенка ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития ребенка:
1. Создать условия для становления у ребенка ценностей здорового образа жизни,
овладения его элементарными нормами и правилами.
2. Способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация, ловкость, быстрота, гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.
3. Создать условия для развития представлений ребенка о своем теле и своих физических
возможностях.
4. Способствовать формированию телесной идентификации, становлению у ребенка
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
5. Создать условия для формирования начальных представлений ребенка о некоторых
видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В младшем дошкольном возрасте у детей возрастает стремление действовать
самостоятельно. В тоже время их внимание еще неустойчиво, они отвлекаются и часто
переходят от одного вида деятельности к другому. Основным содержанием игр малышей
являются различные действия с игрушками, предметами – заместителями. В связи с
расширением кругозора ребенка и его двигательного опыта становится более
разнообразным сюжеты подвижных игр, основным их содержанием продолжают
оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, предметной
деятельности людей.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают сравнительно большим запасом
двигательных умений и навыков, но они еще не заботятся о результатах своих действий,
поглощены самим процессом движений и его эмоциональной стороной. В младшем
дошкольном возрасте у детей имеется достаточно большой запас движений и сочетаний,
которые обуславливают самостоятельность действий. Дети используют упражнения в
ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле, ползании и лазании.
Однако многие дети не обладают правильной координацией движений рук и ног, в тоже
время ходьба становится значительно увереннее, улучшается пространственная
ориентировка в ходьбе, дети значительно свободнее двигаются в коллективе сверстников.
Походка малышей остается еще тяжелой, они часто опускают голову и плечи, смотрят
себе под ноги.
Положительную роль в формировании красивой и легкой походки играет музыкальное
сопровождение, вызывающее у детей эмоциональный подъем и помогающее регулировать
ритм, темп и амплитуду движений. Дети бегают с желанием, наблюдается согласование
движений рук и ног, однако ребенок делает достаточно много ненужных движений,
боковых раскачиваний, широко разводит руки. Бег детей еще недостаточно равномерный.
Дети бегают мелким семенящим шагом на полусогнутых в коленях, слабо отталкиваются.
Во время бега малыши не умеют согласовывать свои движения с движениями других
детей. Произвольно или по заданию меняют скорость. Во время бега могут наталкиваться
друг на друга, на предметы.
Прыжки еще не совершенны. Навыки бросания и ловли мяча и предметов в данный
период претерпевают значительные изменения. Дети ловят мяч неуверенно, что
объясняется неумением определять направление и скорость летящего навстречу мяча,
слабой координацией движений. Лазание на этом возрастном этапе требует от детей
большого напряжения. Упражнения в ползании у детей достаточно ловки и уверенны. Они
с интересом ползают на четвереньках между различными предметами: кубиками, кеглями,
мячами.
Для большинства детей характерна хорошая координация движений во время выполнения
упражнений в ползании. Лазание на этом возрастном этапе требует от ребенка большого
напряжения, внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Интересны детям
упражнения в равновесии, основанные на быстрой смене положений тела: быстро сесть,
быстро встать, лечь и сесть и т. п. Доступны детям ходьба и бег по уменьшительной
площади (между шнурами, линиями и т. п.; перешагивание через предметы и ходьба
между ними, ходьба по наклонной доске).
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 3–4 ЛЕТ
Содержательная линия «Культурная практика здоровья»
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать естественные виды движений;
2.Обогащатьдвигательныйопыт выполнением игровых действий с предметами и
игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению;
3. Освоение элементарных культурно-гигиенических навыков;
4. Формировать умения выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и
согласованно, ориентируясь в пространстве.
Стр. 249-251
Содержательная линия «Двигательная культурная практика»
Задачи образовательной деятельности
1. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества,
быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними, содействовать развитию
координации, общей выносливости, силы, гибкости;

2. Развивать согласованность совместных действий в подвижных играх, при выполнении
упражнений и двигательных заданий;
3. Формировать у детей представления о отдельных видах спорта.
Стр.251-254
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 4–5 лет
Средний дошкольный возраст.
В среднем дошкольном возрасте двигательная активность детей характеризуется
достаточной самостоятельностью и активностью действий в разных видах деятельности.
Движения детей имеют вполне преднамеренный и целеустремленный характер; они дети
хорошо различают основные виды движений, их назначение, частично овладевают
умением выделять наиболее существенные их элементы.
Дети к 5-ти годам способны обсуждать результаты своих действий. У них возникает
интерес к определению соответствия движения образцу. Дети стремятся к новым
сочетаниям движений, испытывают желания испробовать свои силы в более сложные
упражнения. Растущее двигательное воображение детей становится одним из стимулов
обогащения моторики разнообразными способами действий.
В среднем дошкольном возрасте дети уже достаточно непринужденно и свободно
ориентируются в коллективе сверстников во время ходьбы. Дети увлекаются ходьбой
«змейкой», огибая расставленные предметы и пособия. В процессе выполнения
упражнений в ходьбе друг за другом каждый ребенок желает стать ведущим. Бег у детей
неравномерный, ноги слабо выносятся вперед; сохраняется параллельная постановка стоп
с перекатом с пятки на носок. В результате недостаточной гибкости стопы и малой силы
мускулатуры ног отталкивание в беге слабое, полет низкий, скорость невысокая.
Значительно улучшается в этом возрасте пространственная ориентировка при беге, что
делает возможным широко использовать этот вид движения в коллективных подвижных
играх. В играх разной интенсивности дети упражняются в ходьбе и беге.
В среднем дошкольном возрасте по-прежнему сохраняются простые виды прыжков:
поскоки, спрыгивание с предмета и прыжки в длину с места. Дети упражняются в разных
способах ползания, закрепляются навыки предыдущей возрастной группы. Новым
движение являются ползание на четвереньках с опорой на колени и предплечья, пальцы
рук вытянуты вперед. Дети упражняются по гимнастической стенке, захватывая края
скамейки. Дети способны взбираться на скамейку разными способами.
В этом возрасте начинается отработка техники лазания по гимнастической стенке
переменным шагом. В основном дети влезают и слезают произвольным способом.
Средний возраст благоприятен для развития моторной памяти и двигательного
воображения.
Содержательная линия «Культурная практика здоровья»
Задачи образовательной деятельности
1. Совершенствовать ранее приобретенные навыки, расширять у детей объем знаний и
представлений о здоровом образе жизни, содействовать выработке полезных привычек;
2. Развивать умение уверенно и активно выполнять основные элементы движений,
оценивать движения сверстников и замечать ошибки;
3. Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициатива).
Стр.255-258
Содержательная линия «Двигательная культурная практика»
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать умения правильно выполнять основные движения;
2. Стимулировать естественные процессы развития физических качеств – ловкости,
быстроты, силы, гибкости, выносливости;

3. Развивать
ритмичности.
Стр. 258-261

координацию,

ориентировку

в

пространстве,

чувства

равновесия,

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 5–6 ЛЕТ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится все более
многообразной. Дети достаточно хорошо владеют основными видами движений, им
знакомы различные гимнастические упражнения и подвижные игры. В этом возрасте
возрастает проявление у детей самостоятельности, активности, возникают творческие
поиски новых способов способность выполнения движений их комбинаций и вариантов.
Детям старшего дошкольного возраста доступно овладение сложными видами движений,
способами их выполнения. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются
согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в
пространстве.
На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Старшие
дошкольники овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на
батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т. д.). Дети быстро приспосабливаются к
изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах
игр и упражнений. У них повышается уровень развития физических сил и возможностей,
двигательных качеств и работоспособности. Это обуславливает дальнейшее
совершенствование умений и навыков, усвоения новых способов сложно
координированных действий (прыжков с разбега, действий с мячом, торможение во время
спуска на лыжах с гор и т. п.).
Создаются предпосылки целенаправленного воспитания и развития у детей
разнообразных психофизических качеств: ловкости, скоростных, скоростно-силовых,
гибкости, выносливости, координации и точности выполнения действий. В тоже время у
детей старшего дошкольного возраста развивается способность поддерживать равновесие
тела в различных условиях. Для этих детей характерно совершенствование всех видов
основных движений, что благоприятно сказывается на развитие их волевых качеств.
Детям старшего дошкольного возраста свойственна высокая потребность в движениях.
Двигательная активность детей становится все более целенаправленной, зависимой от их
эмоционального состояния и мотивов, которыми они руководствуются в своей
самостоятельной деятельности.
Содержательная линия «Культурная практика здоровья»
Стр.262-266
Содержательная линия «Двигательная культурная практика»
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового
образа жизни, здоровье сберегающего поведения;
2. Развивать у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость,
быстроту реакции, силу, ловкость, максимальную частоту движений;
3. Формировать представления и умения в спортивных играх и отдельных видах спорта;
4. Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением
выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих
упражнений, спортивных упражнений).
Стр. 266-270

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
РЕБЕНКА 6–7 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ
На седьмом году жизни движений детей становится более координированными и
точными. Теперь дети формируют личностное отношение к заданию: они имеют
возможность продемонстрировать себя умелым и удачливым, определить свой уровень
успеха, закрепить его и сделать не случайным. Детская заинтересованность, предметная и
социальная умелость становится личным достоянием детей, выраженным в желании
заниматься физической культурой не только на занятии, но и в свободной деятельности
как в группе, так и дома.
Содержательная линия «Культурная практика здоровья»
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе; создание условий для формирования у детей ценностного
отношения к миру и человеку;
2. Закрепление у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и
взрослым; 3. Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических
навыков, обогащать представления о гигиенической культуре;
4. Углубление представлений детей о правилах безопасного поведения и умения следовать
им в различных ситуациях.
Стр. 270-273
Содержательная линия «Двигательная культурная практика»
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение точно, энергично, выразительно выполнять физические упражнения,
осуществлять самоконтроль, контроль и оценку движений других детей, выполнять
элементарное планирование двигательной деятельности.
2. Развивать и закреплять двигательные умения и знания в спортивных играх и
спортивных упражнениях, закреплять представления о некоторых видах спорта, развивать
интерес к физической культуре и спорту.
3. Развивать физические качества: силу, гибкость, выносливость, особенно ведущие в этом
возрасте – быстроту и ловкость, координацию движений.
4. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Стр. 274-277
Особенности организации развивающей Предметно-Пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством среды и средствами обучения
и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Принимая во внимание философский и концептуальный аспекты Программы
«СамоЦвет», ориентированной на формирование ценностей, предлагается разделить или
условно выделить в групповые или специальные помещения для осуществления
образовательной деятельности, 3 значимых пространства:
• пространство для спокойных, сдержанных игр, для размышления и осмысления
ценности семьи;
• пространство для активного движения и веселого взаимодействия со сверстниками, для
формирования ценности здоровья;
• пространство для самостоятельного и активного преобразования окружающей
действительности, для понимания и принятия ценности труда и творчества.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть (в соответствии с
ФГОС ДО) содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
• наличие в образовательной организации или Группе полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в образовательной организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Построение предметной среды осуществляется на основе единства трёх составляющих
компонентов культурных практик (поведенческого, когнитивного, эмоциональночувственного) с учетом системы ценностей: «Семья», «Здоровье», «Труд и творчество»,
«Социальная солидарность».

Содержание предметной среды представлено по модулям образования.
Стр. 377-425


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».