Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Орлёнок» 624930, Свердловская область, город Карпинск, ул. Свердлова, 5 sad22@ekarpinsk.ru Принято решением педагогического совета протокол № 1 от «05» сентября 2024 г. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК" DN: c=RU, st=Свердловская область, street=Свердлова 5, l=Карпинск, title=Заведующий, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК", 1.2.643.100.1=120D31303236363031313031323138, 1.2.643.100.3=120B3131393736313834343931, 1.2.643.100.4=120A36363134303034383031, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631373033383230383134, email=sad22@ekarpinsk.ru, givenName=Диана Геннадьевна, sn=Безрукова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 "ОРЛЁНОК" Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 22 Безрукова Д.Г. «05» сентября 2024 г. Рабочая программа Модуля по освоению детьми 7 года жизни ( подготовительной группы) Основной общеобразовательной программы – программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности. 2024 -2025 учебный год ГО Карпинск Пояснительная записка. Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Возраст шести-семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентная. • Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения). • Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. • Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Количественный состав группы 20 человек: из них 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 6-7 лет. По результатам диагностики детей с низким уровнем развития в группе нет, усвоение программы за старшую группу составляет 100%. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: Рабочая программа разработана на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОСТ ДО), в котором выделены следующие образовательные области: 1 социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; саморегуляции собственных действий; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам творчества. 2 познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности. 3 речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4 художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной). 5 физическое развитие: развитие двигательной активности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни. Цель программы: развитие умственных и творческих способностей дошкольников. Задачи по разделам программы «Развитие» под редакцией А.И.Булычевой в подготовительной группе. Ознакомление с пространственными отношениями. 1. Анализ изображения плана знакомого помещения (периметр комнаты и взаимное расположение предметов в нём). 2. Анализ изображения на плане нескольких помещений. 3. Осознание важности изображения плана. 4. Развитие пространственных представлений при ориентировке на местности. 5. Развитие пространственных представлений при ориентировке на плоскости. Развитие элементов логического мышления. 1. Освоение действий замещения понятий. 2. Освоение действий по использованию наглядных моделей (на наглядном или словесном материале). 3. Освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений. Развитие элементарных математических представлений. 1. Освоение действий построения моделей количественных отношений. 2. Освоение действий построения графических моделей отношений, образующихся в результате пересчёта группами. 3. Освоение действий сравнения количеств и записи соотношения при помощи знаков: «больше», «меньше», «=», «?» и цифр. 4. Овладение действиями моделирования отношений между числами числового ряда. 5. Овладение действиями моделирования отношений между числами, возникающими при составлении числа из двух меньших. 6. Ознакомление с числами второго десятка и их записью. 7. Установление различных временных отношений. 8. Решение арифметических задач. Первоначальные основы грамоты. 1. Проведение звукового анализа слов. 2. Развитие умения подбирать слова к заданной модели. 3. Овладение с механизмом чтения: знакомство с гласными буквами (заглавной и строчной), правилами их написания после согласных звуков и йотированной функцией гласных букв (Я,Ё,Ю,Е). 4. Овладение действием изменения слов. 5. Освоение чтения: знакомство с согласными буквами (заглавной и строчной) М, Н, Р, Л и овладение способом слогового чтения. 6. Знакомство с остальными согласными буквами (Г, К, З, С, Ш, Ж, Д, Т, Б, П, В, Ф, Й, Ч, Щ, Ц, Х) и буквами Ъ, Ь. Овладение способом слитного чтения. 7. Развитие представлений о предложении: понятие о предложении; деление предложений на слова и составление его из слов, включая предлоги и союзы; правила написания предложений. Подготовка руки к письму. 1. Развитие представлений о пространственных отношениях (контур буквы). 2. Развитие творческого воображения. 3. Развитие глазомера и координации движений руки. 4. Развитие двигательного аппарата руки и укрепление мышц кисти руки. 5. Развитие способности конструировать буквы из элементов букв (по аналогии, по заданию, по замыслу, по памяти). 6. Овладение графическим умением написания элементов букв и всей формы букв (печатание букв). Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. 1. Освоение действий замещения персонажей сказок и историй. 2. Развитие действий использования пространственно-временной модели для пересказа сказки или истории. 3. Освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации. 4. Развитие действий планирования при проведении игры-драматизации. 5. Развитие воображения: сочинение сказок и историй с опорой на вспомогательные средства. 6. Развитие воображения: сочинение по теме. 7. Развитие понимания обобщённого смысла сказок. 8. Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок и историй. Конструирование. 1. Точно ориентироваться в пространственных свойствах отдельных строительных деталей и их простейших комбинаций (в виде блоков из 3-4 строительных элементов) на основе применения действий построения их графических изображений с 3 сторон и размещения этих схем в пространстве схемы-развёртки. 2. Построение графической модели конструкции конкретного предмета (декоративная стенка, самолёт, здание вокзала и др.) на основе анализа готовой постройки-образца. 3. Моделирование «в уме» (в воображаемом плане) фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия. Это происходит в процессе «перевода» детьми готовой схемы постройки, составленной с одной позиции, в схемы других позиций, которые ребёнок может «увидеть» только мысленно. 4. Воспроизведение конструкции предмета по двум схемам прямоугольных проекций (корабль-вид сбоку и сверху, дворец- вид спереди и сверху, завод- вид спереди и сбоку). 5. Освоение простейших первоначальных знаний об архитектурных сооружениях, некоторых архитектурных стилях и средствах эмоционально-художественного воздействия на людей (композиция, пропорции, размер сооружения, ритм, цвет, пластика объёмов и тд.). 6. Создание эмоционально-выразительных конструкций предметов и персонажей, создания из них композиций на сюжеты сказок. 7. Освоение детьми узловых моментов разработки конструктивного замысла (выдвижение темы, определение основных требований к будущему продукту деятельности, оценка условий работы, выбор способа действий). Развитие экологических представлений. 1. Освоение действия использования модели - соотношения воздуха, воды и суши на Земле. 2. Освоение действия использования модели - особенностей внешнего вида животных в зависимости от среды обитания. 3. Освоение действия использования модели - взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне. 4. Освоение действия использования модели - особенностей внешнего вида животных, обитающих в различных природных зонах. 5. Освоения действия построения модели – взаимосвязи растений и животных с условиями жизни. 6. Освоения действия построения модели – особенностей внешнего вида животных саванны, пустыни, джунглей. 7. Освоения действия построения модели – особенностей строения растений саванны, пустыни, джунглей. 8. Освоения действия построения модели – особенностей внешнего вида древних животных. 9. Освоения действия построения модели – развития животного мира Земли. 10. Творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях. Изобразительное искусство. 1. Освоение основных композиционных отношений изображаемых объектов. 2. Освоение действия моделирования структуры объектов. 3. Развитие действия детализации. 4. Развитие действия символизации. Игра. 1. Развитие у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов. 2. Формирование у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил в процессе игры. 3. Ориентирование детей на сотрудничество и состязание в совместной деятельности, совершенствование умения детей регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и комплекса игровых правил. 4. Развитие умения у детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты, использовать для этого нормативные способы (очерёдность, разные виды жребия). Программа составлена на основе модульного планирования. № 1 Модуль Игра 2 Физкультурно-оздоровительная работа; 3 Я-сам 4 Рукотворный мир 5 Общество 6 Художественно – речевая деятельность 7 Исследовательская деятельность 8 Организация познавательной среды 9 Трудовая деятельность Краткое содержание Сюжетно – ролевые, строительные, театрализованные, сенсорные, интеллектуальные, логические, математические с конструктором, пальчиковые Утренняя гимнастика, Физ. минутки, подвижные игры, народные \ хороводные, карты – тренинги, игры, которые лечат. Культурно – гигиенические навыки, воспитание культуры поведения, Я – как личность Знакомство с предметами , история вещей, знакомство с материалами, знакомство с декоративно – прикладным творчеством, конструктивная деятельность ( из бумаги, из природного материала,, из бросового материала )Проектная деятельность Знакомство с профессиями, патриотическое воспитание, праздники, символика страны и города, ориентировка в пространстве (город,)правовое воспитание, гендерное воспитание, духовно – нравственное воспитание Чтение, рассказывание, рассматривание картин, заучивание стихов, речевые разминки, речевые игры Наблюдения в природе, наблюдения в уголке природы, экскурсии, целевые прогулки, опыты Организация тематических выставок, экспозиций ,опыты, эксперименты, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры (по реализации программы) Труд в природе, труд на участке, хозяйственно – бытовой труд 10 Профилактика звукопроизношения дошкольников. у ,дежурство по столовой, поручения нарушений Часть, реализуемая участниками образовательного процесса. старших Организационный раздел Организация жизни и воспитания детей Жизнь ребенка в детском учреждении очень разнообразна. Она довольно жестко структурирована, подчинена определенному САНПИНами режиму функционирования учреждения. САНПИНы определяют время так называемых «режимных моментов» (завтрак, обед, полдник, ужин, сон, прогулка, занятия), обеспечивающих основную жизнедеятельность и здоровье ребенка. Все пребывание ребенка в дошкольном учреждении должно быть организовано как образовательная деятельность, которая благодаря Закону об образовании РФ и ФГОС ДО осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Программа «Развитие» рассматривает образовательную деятельность ДОУ как проживание детьми всех ситуаций их пребывания в детском учреждении. Проживание режимных моментов обеспечивают как саму жизнедеятельность, так и овладение культурными средствами (предметы для умывания, еды, туалета, сна, одежда). Организация их овладением – одна из задач воспитательно-образовательной деятельности педагогов ДОУ. В настоящей программе это предусмотрено благодаря решению задач социализации и предполагает овладение способами (правилами) действий с предметами как элементами материальной культуры жизни. Способы действий с предметами окружающего мира задаются детям окружающими взрослыми и предполагают постепенное, как правило, поэтапное овладение ими детьми. Это показ способов, их словесное описание, наблюдение за выполнением, поощрение правильного выполнения, эмоциональная поддержка при трудностях освоения. Для педагога важным является выдерживание неуспехов детей при овладении ими способами действий. Еще один вид образовательной работы – это свободная «деятельность» детей в помещении группы и на улице. Свободная «деятельность» позволяет детям использовать приобретенные ранее способы в самостоятельно выбранных деятельностях (игре, конструировании, рисовании и др.), обеспечивая их присвоение. Здесь важна организация предметной среды для проявления детьми самостоятельности и активности, а также профессиональная позиция педагогов по отношению к таким проявлениям. Программа рекомендует оснащение предметной среды (см. раздел «Особенности организации предметно-пространственной среды») материалом для сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-драматизаций, для подвижных игр, материалом для экспериментирования, книгами для чтения и книгиллюстраций и др. Весь материал рекомендуется располагать в свободном доступе для детей. Можно организовать его в виде определенных «зон». Педагогу следует поощрять активность детей в окружающей среде, помогать затрудняющимся детям выбирать себе материал, заинтересовывать детей различными предметами и действиям с ними. Еще один вид образовательной деятельности в ДОУ – это так называемая структурированная образовательная деятельность, получившая название «занятие». В таких образовательных ситуациях педагог ставит перед собой образовательные цели, предлагая детям конкретные образовательные задачи. Примерный режим дня в подготовительной к школе группе. 07:00 – 08:25 Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, игры, 08.25 – 08.35. Утренняя гимнастика 08.35 – 08.50 Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак 08.50 – 09.00 Самостоятельная деятельность детей 09.00 – 11.00 Прямая образовательная ситуация (занятие) 11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность 12.15 – 12.25 Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания 12.25 – 12.50 Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед 12.50 – 13.00 Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; 13.00 – 15.00 Сон; 15.00 – 15.25 Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры 15.25 – 15.50 Подготовка к полднику: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; полдник 15.50 – 16.30 Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность 16.30 – 17.30 Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, игры, самостоятельная деятельность, уход домой: индивидуальный контакт с родителями. Примерное расписание образовательной работы (в форме прямых образовательных ситуаций) Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница УТРО 9.00 – 9.30 1 подгруппа Познавательное развитие (Ознакомление с пространственными отношениями) 9.40 – 10.10 2 подгруппа Познавательное развитие (Ознакомление с пространственными отношениями) 10.30 – 11.00 1 подгруппа Речевое развитие (подготовка к усвоению грамоты) 2 подгруппа Художественно – эстетическое развитие (Развитие музыкальности) 11.00 – 11.30 1 подгруппа Художественно – эстетическое развитие (Развитие музыкальности) 2 подгруппа Речевое развитие (подготовка к усвоению грамоты) 9.00 – 9.25 1 подгруппа Познавательное развитие (Конструирование) 9.30 – 9.55 2 подгруппа Познавательное развитие (Конструирование) 10.05 – 10.30 1подгруппа Познавательное развитие (РЭМП) 2 подгруппа Физическое развитие 10.40 - 11.05 1 подгруппа Физическое развитие 2 подгруппа Познавательное развитие (РЭМП) 9.00 – 9.30 1 подгруппа Речевое развитие (подготовка к усвоению грамоты) 9.40 10.10 2 подгруппа Речевое развитие (подготовка к усвоению грамоты) 10.20 – 10.50. 1подгруппа Познавательное развитие (РЭЛМ) 11.00 – 11.30 2 подгруппа Познавательное развитие (РЭЛМ) 11.40 – 12.10 Физическое развитие (на воздухе) 9.00 – 9.30 1 подгруппа Познавательное развитие (РЭМП)2 подгруппа 9.40 10.10 Познавательное развитие (РЭМП) 10.20 – 10.50. 1подгруппа Познавательное развитие (РЭкП)2подгруппа Физическое развитие 11.00 – 11.30 1 подгруппа Физическое развитие 2 подгруппа Познавательное развитие (РЭкП) 9.00 – 9.30 1 подгруппа Речевое развитие (Ознакомление с художественной литературой и развитие речи) 9.40 - 10.10 2 подгруппа Речевое развитие (Ознакомление с художественной литературой и развитие речи) 10.20 – 10.50 Художественно – эстетическое развитие (Развитие музыкальности) ВЕЧЕР Социально- Чтение художественной Художественно-эстетическое коммуникативное развитие/ досуги, игры-драматизации литературы развитие: изобразительное искусство