11.11.2017
Организация детского питания связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в общении за столом.
Понимая необходимость соблюдения этикета за столом, мы постоянно обучаем детей его правилам во время еды, в специально организованных играх и занятиях.
Дети должны знать, куда деть локти, как обойтись с использованной салфеткой и сколько раз её можно брать во время еды. Как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа и многое другое.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами и поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
1. Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться)
2. Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.
3. Что, чем и как есть
4. Как общаться за столом
5. Как правильно и красиво сервировать стол
Столовый этикет состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков. Необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному воспитанию и ОБЖ.
Для работы по обучению детей столовому этикету мы используем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например: в играх - драматизациях, дети перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.
2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например: можно рассказать, что когда тоже была маленькой, случалось что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или дети могут приводить примеры из своего опыта: «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку». Беседы на темы «Безопасность во приема пищи», «Пользование столовыми приборами», «Если ты разбил посуду» и др.
3. Игровые приемы: дидактические игры («Магазин посуды», «Подбери что нужно для завтрака…», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет?», «Угостим гостей чаем» и др.), игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например: в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь), правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.
4. Наглядные приемы (картинки, фотографии,). Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад», иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей» авт. и др., а также фотографии работы дежурных подготовит. групп прошлых лет.
5. Художественное слово. Например: учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки. («Правила поведения для воспитанных детей» авт. и др., «Стихи и загадки малышам» Мизгунова Н., а также произведения разных авторов которые находим на просторах интернета)
6. Музыка (песни «Пирожки», «Манная каша», «К нам гости пришли» и т. д.)
7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).
8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления). Например: показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола.
9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения: «Зачем чайной чашке ручка?», «Почему вилка рогатая?»)
Работу по теме проводим как на занятиях («Мы дежурим», «Посуда рассказывает о себе», аппликация Украшение салфеток», рис. «Красивые фартуки»), так и во внезанятийной деятельности.
В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей:
· Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания, внесение иллюстраций «Семья обедает», «Обед ( завтрак) в детском саду», изображений различных видов посуды и предметов для сервировки.
· Игровой центр «Дом», где есть кухонная, столовая и чайная посуда; скатерть; ваза с цветами, салфетки, набор «Выпечка», овощи и фрукты; предметы заместители; фартуки.
· Центр продуктивных видов деятельности материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации; изображения посуды народных промыслов Хохлома, Гжель, Жестово, Городец; трафареты с изображениями предметов посуды.
· Настольно-печатные игры « Что такое хорошо, что такое плохо», «Что лишнее?», «Угощение в день рождения» и др.
Правильное питание должно приносить удовольствие. Перед приемом пищи мы стараемся обсудить достоинства блюд. Научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду. Для поднятия аппетита используем пословицы и небольшие рифмовочки:
· Стол накрыли и про кашу не забыли.
· Хочешь сильным быть, дружок – кушай вкусный творожок.
· Молочная река, кисельные берега.
· Садитесь на пенёк, да ешьте пирожок.
· Тихо музыку послушаем, кашу вкусную покушаем.
· А из печки пирожок: « Ну-ка, съешь меня, дружок!»
· Молоко, кефир мы пьём и здоровыми растём.
· Витаминный ужин деткам очень нужен.
· Кто на завтрак подкрепится, тот работы не боится.
· От каши нашей милушки прибавится всем силушки.
· Ну, пожалуйста, дружок, съешь румяный пирожок.
Автор публикации Рябцева Л.Л.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 11.11.2017