27.12.2017
Поисково – исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Поиск наиболее эффективных средств развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению путем исследовательской деятельности. Систематизировать практический материал по данной теме в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- разработать и апробировать учебно-методический комплект по организации детской познавательно - исследовательской деятельности
- создать мобильный центр «Хочу всё знать»
- совершенствовать модель взаимодействия с родителями
Свою работу я начала с анкетирования родителей и ознакомления с литературой.
Одним из условий для опытническо – экспериментальной деятельности является наличие развивающей предметно-пространственной среды,которая должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
В связи с тем, что работаю в разных возрастных группах, создала мобильный центр «Хочу всё знать»,где воспитанники в самостоятельной деятельности закрепляют полученные знания.
Оформлены картотека опытов и альбомы в виде зарисовок «Дневник опытов и экспериментов». Приобретённые методические пособия, представленные на слайде так же являются одним из составляющих мобильного центра и способствовали развитию познавательной активности воспитанников.
Материалы, находящиеся в центре распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Материалы», так же имеется мини – лаборатория, «контейнер коллекций» и ящик ощущений.
Содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
реализую в трех блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность
- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с разработанным перспективным планом, организация НОД осуществляется 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами.
Во время НОД в зависимости от сложности организовывала 3- 4 игры-эксперимента «Детской лаборатории» : опыты с воздушным шариком.
А также в режимных моментах организовывались опыты –эксперименты с водой, снегом и ветром.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным условием в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков.
Совместно с детьми были организованы опыты «распускающиеся цветы»
Выращивание снежинки в соленом растворе, «Волшебная кисточка», «Загадочная бумага»
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей применяла приемы, способствующие познавательной активности.
Использование карточек с алгоритмами действий помогло детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Организацию опытно – экспериментальной деятельности осуществляю в соответствии с возрастными особенностями.
Наиболее эффективными в раннем и младшем дошкольном возрасте были: наблюдения, опытническая деятельность, организация игр- экспериментов.
С целью воспитания самостоятельности и формированию способностей к соединению предметного мира и мыслительной деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте я использовала изученную мной технологию саморазвития Марии Монтессори, предлагая детям для манипулирования предметы из разных материалов. В процессе совместной деятельности применяла компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулировало познавательный интерес воспитанников.
Эффективно в старшем дошкольном возрасте было использование современной технологии «виртуальная экскурсия», описанная в на образовательном портале ПЕДСОВЕТ.РУ,в ходе которых при ознакомлении с природными явлениями или объектами дети могли выйти за пределы детского сада и родного города.
Кроме того, эффективной со старшими дошкольниками считаю применение технологии интеллект – карт. Результатом работы с интеллект – картой является связный рассказ по теме проведённого опыта, наблюдения или эксперимента. У детей развиваются коммуникативные свойства: умение слушать, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
С целью развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, у старших дошкольников апробировала и использую в образовательной деятельности технологию креативного мышления «Шляпы де Боно» (Э.де Бон).
Реализуя модель взаимодействия с родителями создавала им возможность для ознакомления с результатами детской деятельности, в форме организации фотовыставок, фотогазет, фотоотчетов, создании буклетов по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях
Созданные условия вовлечения воспитанников в поисково- исследовательскую деятельность повысило уровень их познавательной активности, что подтверждается результатами проведенного мониторинга,воспитанники старшей группывыбрали экспериментирование как интересный для них вид деятельности первым или вторым выбором.
значительно увеличилось количество детей с ярко выраженной познавательной потребностью. Воспитанники научились анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы. У нихповысилась инициативность, самостоятельность, сформировались умения взаимодействовать с другими, что несомненно способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО при завершении дошкольного образования.
Автор публикации: Жолобова И.П.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 27.12.2017