26.11.2018
В этом возрасте возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.
Поэтому приоритетными задачами являются
1. развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,
2. связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Как правило, музыкальные занятия состоят из трех частей.
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения. Задача — настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений (которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах).
2. Основная часть.
Слушание музыки. Задача — приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение. Задача — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры. Задача — знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игры для детей или пляски. Задача — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Методические рекомендации
Восприятие музыки. В первой половине года дети лучше воспринимают вокальные произведения, где яркая музыка сочетается с художественным словом.
Перед началом прослушивания новой песни следует подвести ребенка к восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Например, планируется спеть песню «Кошка» (муз. А. Александрова). Педагог показывает игрушку, дает детям возможность рассмотреть ее, погладить киску, вспомнить, как она мяукает, и только после этого предлагает послушать песню о том, как «кошка просит молочка»; при этом необходимо предложить детям показать, как она это делает.
Задача — формирование интереса к восприятию музыки и устойчивого внимания. Зависит от того, умеет ли музыкальный руководитель заинтересовать детей.
ФГОС дошкольного образования рекомендует осуществлять реализацию задач музыкального развития в различных видах деятельности. В раннем возрасте это будет предметная деятельность и игры для детей, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям.
Методы и приемы.
Главное — наглядность, эмоциональность, доступность. У детей раннего возраста экспрессивный (эмоциональный) характер общения.
Вносить картины, игрушки, волшебный мешочек, фланелеграф.
Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления — метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.
Пение и подпевание имеют особое значение, так как предполагают активную деятельность самих детей, для чего необходимо соблюдать ряд правил.
Песни должны быть интересными по содержанию, простыми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес.
При разучивании песни музыкальный руководитель, стремясь облегчить ее восприятие, четко произносит все слова; при этом артикуляция не должна быть утрированной, иначе дети, подражая педагогу, станут ее копировать. Педагог хвалит всех детей. Поощряются и те, которые пока не поют, но готовы к подпеванию, т.е. губами артикулируют слова. Можно погладить ребенка по голове, сказать добрые слова.
Следует постепенно подводить детей к согласованному пению. Если стройное пение пока не получается, то прерывать малышей нецелесообразно. Лучше дать им допеть до конца, а затем вернуться к тем фрагментам, где дружного пения не получилось.
При формировании умения чисто передавать звучание мелодии необходимо предлагать ребенку спеть вместе с музыкальным руководителем; при этом музыкальный руководитель от раза к разу поет все тише, давая ребенку возможность петь самостоятельно и чисто. Опыт показывает: малыши поют чище, если разучивают песню с голоса взрослого без музыкального сопровождения. При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.
Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара.
Игры для детей и игровые упражнения. Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровождение. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры используется музыкально-двигательный показ.
Показ взрослого – главный метод. Передавать художественный образ детей учат постепенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений.
Новыми упражнениями являются построение в круг и движение по кругу. Навыки, необходимые для этого, будут сформированы впоследствии. Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения.
Показ взрослого – главный метод. Дети подражают его действиям. Обращать внимание на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. Учить чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.
Напоминайте воспитателям и родителям — музыка должна звучать не только в ходе занятий, но и в процессе выполнения отдельных режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, естественно — на развлечениях и праздниках. Например, малыши днем ложатся спать, а воспитатель напевает им колыбельную. Когда собираются на прогулку, можно спеть веселую песенку. Иногда музыкальное сопровождение используется на занятиях по изодеятельности и физическому воспитанию.
Музыкально-эмоциональная активность у детей к 3 годам проявляется в следующем:
• Они называют любимые песни (до начала музыкального занятия), просят их сыграть или спеть, тем самым настраиваясь на слушание.
• Узнают знакомые песни уже по фортепьянному вступлению.
• С интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями,
• Запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде она «говорит».
• «Помогают» (по одному или по двое-трое) взрослому петь незнакомые песни, выражая удовольствие от своего участия в пении.
• Быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой маршировке появляется ритмичность.
• В процессе самостоятельной деятельности или игры дети пытаются извлекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкальный руководитель в их присутствии.
• Воспроизводят движения, разученные на музыкальных занятиях, напевая при этом знакомую песню, и дополняют зрительные впечатления (увидел киску) песней соответствующего содержания.
Автор публикации: музыкальный руководитель Репина В.А.