Основная образовательная программа
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа -
программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад
«Орлёнок» г. Карпинск составлена в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее
ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее
ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета,
образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных
представителей).
Образовательная программа МАДОУ 22 позволяет
реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
·
Обучение и воспитание ребенка
дошкольного возраст, как гражданина Российской Федерации, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на соответствующего возрасту
содержании доступными средствами.
·
Создание единого ядра содержания
дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным
и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины.
·
Создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДОУ, вне зависимости от
места проживания.
В
структуру Программы включены: образовательная программа ДОУ; рабочая программа
воспитания; программа коррекционно-развивающей работы; примерный режим и
распорядок дня в дошкольной группе; календарный план воспитательной работы. Образовательная
программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть программы ДОУ соответствует ФОП
ДО и составляет не менее 60 % от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не менее 40% и ориентирована:
·
на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых
осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ;
·
парциальная образовательная программа и
формы организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и
интересам детей.
Содержание и планируемые результаты
обязательной части программы ДОУ соответствуют содержанию и планируемым
результатам ФОП ДО. Образовательная
программа предназначена для реализации в группах для детей от 1 года до 8 лет.
Образовательная программа включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа
воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план
воспитательной работы.
В
Образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы.
В целевом разделе программы ДОУ
представлены:
·
цели, задачи, принципы ее формирования;
·
планируемые результаты освоения
Образовательной программы в дошкольном возрасте, а также на этапе завершения
освоения программы;
·
подходы к педагогической диагностике
достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел программы ДОУ включает
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм,
способов, методов и средств реализации программы ДОУ;
·
особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской
инициативы;
·
взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся.
В содержательный
раздел программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел программы ДОУ включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации программы;
·
организации развивающей предметно-пространственной
среды (далее - РППС) в ДОУ;
·
материально-техническое обеспечение
Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
Цели и задачи реализации Программы Целью
Образовательной программы МАДОУ 22 является разностороннее развитие ребенка в
период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на
основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
Задачи образовательной программы ДОУ.
Цель Образовательной программы достигается
через решение следующих задач:
·
обеспечение единых для Российской
Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДОУ;
·
приобщение детей (в соответствии с
возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России;
·
создание условий для формирования
ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
·
построение (структурирование) содержания
образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
·
создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста
с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
·
охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
·
обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
·
обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДОУ уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Образовательная программа МАДОУ построена на
следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО:
·
полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
·
построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
·
содействие и сотрудничество детей и
родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих
участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а
также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
·
признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
·
поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности; сотрудничество ДОУ с
семьей;
·
приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
·
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
·
возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
·
учет этнокультурной ситуации развития
детей.
Программой предусмотрен
комплексно-тематический подход к определению содержания образовательной
деятельности, который учитывает сезонность, значимые для участников
образовательных отношений события.